Логистика – это мотор мировой экономики

Опубликовано: 1.12.2006 00:00     Автор: Евгений Мартынович

Уве Зорге очень любит Украину
и считает себя послом
европейской логистики в нашей стране.

- Господин Зорге, расскажите, пожалуйста, когда и для каких целей создан Союз Немецкой Логистики и какие компании он в себя включает?

– Союз Немецкой Логистики (Bundesverband Logistik, BVL) был создан в 1976 году как Федеральное объединение логистических операторов. Решение о его создании было вызвано развитием экономики и необходимостью координации действий логистических компаний, их взаимодействия как с другими бизнес-структурами, так и с общественными организациями для формирования у участников рынка правильного представления о логистике и путях ее совершенствования. BVL призван служить своеобразным мостом между наукой, бизнесом и производством. В настоящее время Союз насчитывает в своих рядах более 7 тыс. членов. В него входят как юридические и физические лица, так и общественные организации – все, кто интересуется новейшими технологиями и работает с ними в этой отрасли. Из наиболее «именитых», известных в Украине членов BVL, можно назвать «Кюне + Нагель» (Kuehne&Nagel) и «Шенкер» (Schenker). При этом важно понимать, что Союз Немецкой Логистики играет значительную роль в Европейской Логистической Ассоциации, учитывая многолетний опыт Германии и ее вклад в развитие логистических инноваций. Cовокупный доход от предоставленных логистических услуг за прошедший год в Евросоюзе составил 700 млрд евро, из которых на Германию приходится 170 млрд. Да и вообще, следует отметить, что уровень требований, выдвигаемых в последнее время к решению комплексных логистических задач, делает логистику не просто отраслью, как это было ранее, а превращает ее в реальный мотор экономики государства. При этом очевидно, что для построения эффективного управления движением товарных потоков необходимо преодолеть, в первую очередь, страх перед прозрачными и открытыми бизнес-процессами.
– Почему 23-й Международный Конгресс Логистики проходил под лозунгом «Люди-Сети-Технологии»?

– В связи с глобализацией рынков формирование сетей на базе бурно развивающихся технологий играет приоритетную роль в мировой экономике.
Соответственно, в мире и в каждой отдельно взятой стране наблюдается высокий уровень сетевого присутствия и сетевой концентрации. Причем этот уровень год от года возрастает. К примеру, когда 25 лет назад был изобретен факс, это стало ощутимым технологическим прорывом в системе коммуникаций, а на сегодняшний день в одной только Германии насчитывается до 500 телеканалов, каждый из которых является источником определенной информации. Да и Интернет более чем активно включен как в повседневную, так и в деловую жизнь любого современного человека. Сегодня и логистические процессы частично происходят в виртуальном мире и, соответственно, основываются на последних научных достижениях. Решение комплексных логистических задач включает в себя уже не только управление технологическими комплексами и транспортными потоками, но и построение интеллектуальных управляемых систем, являющихся частью всего экономического организма государства. В течение последних 30 лет в Европе удалось успешно соединить логистическую науку, практику и производство в единый очень эффективный механизм. Одной из причин подобных изменений и инноваций явились все возрастающие потребности населения в новых услугах и, соответственно, меняющееся поведение клиентов при совершении покупок. Своими предпочтениями сегодня уже клиент диктует производству, какие товары и какого качества он готов покупать. Все это, соответственно, формирует требования к комплексным логистическим операциям: гибкость, скорость и оперативность.

– Чем отличался 23-й конгресс от подобных предыдущих мероприятий? Что нового было в повестке дня этого события?

Во время работы Конгресса. Почетные гости

– В конгрессе приняли участие представители 43 государств из Европы, Африки и Америки. На нем, в частности, присутствовали Вице-канцлер Австрии по развитию инноваций и технологий г-н Х. Горбах (H.Gorbach), Федеральный министр транспорта и строительства Германии г-н В. Тифензее (W.Tiefensee), Федеральный министр Германии по образованию и науке г-жа А. Шаван (A.Schavan), министр транспорта Российской Федерации И. Левитин. Были среди приглашенных и председатели Правлений крупных немецких и международных концернов и финансовых институтов – Shell, BMW, TNT, Bayer, Siemens, METRO Group; Глава Правления Европейского Инвестиционного банка и др. В результате Конгресс стал международной логистической платформой, на которой непосредственно принимались и подписывались правительственные соглашения на самом высоком уровне. Из нововведений следует отметить, что на Конгрессе целый день был выделен стране-гостю, которой в этот раз стала Российская Федерация. В этот день был подписан ряд документов между министром транспорта РФ Игорем Левитиным и первыми лицами крупнейших логистических структур Германии. Так, в частности, И. Левитин и В. Тифензее (W. Tiefensee) подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в области транспорта, развития мультимодальных перевозок и организации железнодорожно-паромных сообщений между портами Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия. Перспективность этих договоров подкрепляется созданием Государственной программы по развитию комплексных логистических систем в Российской Федерации, соглашение о которой было подписано накануне во время последней встречи Канцлера Германии и Президента РФ в Дрездене. В рамках данной Программы уже идет подготовка к реализации проектов Берлин – Москва – Владивосток и Берлин – Москва – Санкт-Петербург, касающихся развития новых транспортных коридоров. Всего на Конгрессе присутствовало около трех тысяч представителей крупных предприятий из Европы, Азии, Америки. В целом же по итогам мероприятия можно сказать, что уровень ожиданий организаторов совпал с уровнем его проведения.

– В настоящее время очевиден выход логистики на уровень серьезных государственных программ в странах Евросоюза. Какие возможности это дает непосредственно представителям бизнес - структур? Как этот процесс Вам видится в Украине?

– Европейское представление о механизме государственного регулирования бизнес-процессов состоит в том, что политика не должна вмешиваться в экономику. Государство только создает рамочные условия для ее развития. В Украине логистическая концепция пока только формируется. При этом крайне важно своевременно интегрировать ее в те процессы, которые уже сегодня активно развиваются на мировых рынках. Надеюсь, что Украина станет страной-гостем на следующем Конгрессе в Берлине и использует его в качестве платформы для развития данной концепции. Что касается потенциала украинского рынка логистических услуг, то аналитики оценивают его на уровне 120–123 млрд евро в год.

– Каким же образом удалось вычислить эту цифру?

– Методика подсчета базируется на показателях объема рынка розничной торговли, объема потребления товаров и услуг жителями Украины плюс на существующих и возможных объемах транзита. Что же касается «незанятых» логистических ниш в Вашей стране, то в качестве примера может служить среднее количество ассортиментных позиций в супермаркетах Украины, которое составляет в среднем 7 тыс. наименований продукции, в то время как в Германии этот показатель составляет 35–37 тыс. В Украине, к сожалению, отсутствует непрерывная и прозрачная цепочка движения товара от производителя к конечному потребителю в розничной сети. И первой необходимостью является правильная организация управления этой цепочкой, а не только строительство логистической инфраструктуры, что, конечно, тоже надо делать. Но такая ситуация характерна для всего постсоветского пространства. Например, в день открытия супермаркета «Ашан» (Aushan) в Москве в течение двух часов весь товар был буквально сметен с полок, и заполнить их какое-то время было весьма проблематичным. В Киеве с подобными проблемами столкнулась сеть METRO в начале своего функционирования. Все это говорит об отсутствии комплексного логистического механизма. Многие западные компании на сегодняшний день готовы инвестировать значительные средства в развитие логистического бизнеса в Украине. Реализации этих планов мешает то, что здесь отсутствует системный подход к ведению крупных логистических проектов. А для сравнения скажу, что средний логистичес-кий комплекс в Германии площадью 40–50 тыс. м2 делает оборот от 250 до 600 млн евро в год.

– Германия обладает большим опытом взаимодействия общественных и правительственных структур в сфере логистики. Когда и для каких целей был образован Совет по развитию транспорта и логистики при Федеральном правительстве Германии? Кто входит в этот Совет?

– В состав Совета входят общественные организации, по роду своей деятельности принимающие активное участие в развитии логистического сектора. В практической же плоскости взаимодействие с властными структурами строится на том, что все законопроекты и решения правительства Германии в этой сфере, как правило, предварительно отправляются на экспертизу и согласование в Союз Немецкой Логистики.

И. Левитин и В. Тифензее (W. Tiefensee) подписали Совместную декларацию о сотрудничестве
– В последнее время в профессиональных кругах много говорится о необходимости Программы координации национальных концепций транспорта и логистики Украины и Германии. Кто участвует в ее разработке?

– Прежде всего, хочу сказать, что для плодотворного сотрудничества в этой области должно наличествовать желание обеих сторон. Должна быть разработана Украинская концепция развития комплексной логистики на уровне мировых стандартов. По наблюдению международных экспертов, в Украине имеется необходимый для этого потенциал и уже есть соответствующее движение профессиональных структур в направлении взаимодействия двух наших стран. Важность подобной концепции для Украины, учитывая ее географическое положение, трудно переоценить. В подтверждение нашей готовности к сотрудничеству хочу сообщить, что на 5-6 декабря намечен визит в Украину Председателя Совета Директоров BVL. Среди основных целей поездки – знакомство с уровнем готовности Украины к координации в развитии комплексных логистических программ, а также подготовка к созданию Украинской Логистической Академии.

– В чем Вы видите необходимость создания в Украине Логистической Академии, аналогичной той, которая существует в Германии?

– Эта необходимость очень велика, поскольку в Украине нет ни одного признанного в мире заведения, которое готовит в сфере логистики специалистов широкого профиля на уровне мировых стандартов и делает это системно. Кроме того, нет единых стандартов сертификации украинских специалистов, которые были бы признанными, например, в странах Евросоюза. И посему наша совместная задача – утвердить эти стандарты, наполнив их содержанием в виде солидного фундаментального образования. При этом данное логистическое образование подразумевает не только четкие немецкие методики и стандарты, но и систему единой международной профессиональной терминологии логистики, что является крайне важным при интеграции наших специалистов в международные логистические процессы.

– И напоследок, господин Зорге, как бы Вы охарактеризовали свою личную роль в развитии украинского логистического сектора?

– Я бы сказал так: считаю себя послом европейской и международной логистики в Украине, которую очень люблю и в которую верю.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация