Подготовка – прежде всего
С. Перепечаев начинал свой путь на флоте с самой первой ступени – матросом в Черноморском пароходстве. Затем перевелся в Азовское морское пароходство, где прошел путь до капитана дальнего плавания. Несколько лет был капитаном на судах под иностранным флагом, а в 2001 году пришел в Мариупольский порт на должность заместителя капитана порта. Три года спустя, после ухода на заслуженный отдых Юрия Ивановича Маркина, возглавил службу капитана порта.
Говоря о подготовке современных украинских моряков, Сергей Николаевич с сожалением замечает, что уровень образования за последнее время заметно снизился.
– Являясь председателем аттестационной комиссии, вижу, что люди, претендующие на звание капитана, порой не могут ответить на самые элементарные вопросы, касающиеся их основной профессии. Сейчас упор делается на практические навыки. Но я убежден, что практика должна быть подкреплена теорией и наоборот. Поэтому на экзаменах мы требуем от моряков серьезной теоретической подготовки.
Капитанами не рождаются…
Раньше, чтобы стать капитаном дальнего плавания, необходимо было пройти серьезную проверку, а окончательное подтверждение присвоения этого звания происходило в Министерстве морского флота. Теперь же достаточно окончить курсы – и тебе дают «корочки» капитана. Но ведь «капитан» – не просто звание, но и особая степень ответственности, ведь ему доверена жизнь людей.
Поэтому многие специалисты считают: необходимо повысить требования к уровню образования украинских моряков, а звания капитанов и штурманов дальнего плавания должны присуждаться в Госфлотинспекции.
В службе капитана порта кадровому вопросу придается первостепенное значение:
– У нас трудятся профессионалы, досконально знающие свое дело, – продолжает Сергей Николаевич. – Так, у всех инспекторов портнадзора – рабочие дипломы капитанов и штурманов дальнего плавания. Они проверяют техническое состояние судов, заходящих в наш порт, оснащение навигационным оборудованием и спасательными средствами, соответствие судна Регистру и другим международным требованиям. В случае нарушений капитан порта задерживает судно и не выпускает его до тех пор, пока не будут устранены все замечания.
Скупой платит дважды.
Тем, что задерживается в порту…
На вопрос о том, часто ли происходят подобные задержания, капитан порта ответил, что примерно каждый месяц одно судно задерживается на несколько часов. Основная причина – несоблюдение требований безопасности мореплавания. Чаще других эти предписания нарушают суда небольших частных компаний Турции. Например, хозяин экономит на приобретении спасательных жилетов для экипажа, покупая вместо дорогих новых старые «по дешевке», которые в случае аварии не смогут спасти человека. И пока такая ситуация не будет исправлена, судно из порта не выйдет. Благодаря жестким требованиям Мариупольский порт считается самым безопасным среди украинских портов.
– И мы делаем все возможное, чтобы такое положение дел сохранялось и впредь, – подчеркнул Сергей Перепечаев.
А зима не за горами
Относительно готовности к работе в зимних условиях капитан порта отметил, что все суда портового флота прошли необходимый ремонт и профилактику. Конечно же, основное внимание уделялось единственному в Украине ледоколу «Капитан Белоусов». Несмотря на свой более чем почтенный возраст (52 года), «ветеран» готов к очередной ледовой навигации. На сегодняшний день он полностью укомплектован экипажем и стоит, как говорится, «под парами».
– Прошлая зима для нас была непростой, – вспоминает Сергей Николаевич. – Но мы справились с погодной ситуацией. Выстоял и «Белоусов». Причем с честью: если помните, был период, когда пять российских ледоколов встали, не справившись со льдом, а наш «старичок» хоть и медленно, но работал, проводил караваны судов.
Одновременно с подготовкой портового флота к зиме 2006-2007 года администрация не прекращает переговоры о приобретении нового ледокола (Сергей Николаевич показывает увесистую папку переписки по данному вопросу с различными инстанциями):
– Сейчас вновь возродилась идея строительства ледокола. Но даже если оно начнется сегодня, то судно сойдет со стапелей не ранее, чем через тричетыре года. А на это время в помощь «Капитану Белоусову» можно купить ледокол, уже бывший в эксплуатации. Это был бы идеальный вариант. Однако подобное решение должно приниматься на государственном уровне.
Мы понимаем, что если ледокол встанет, остановится не только порт – целый регион не сможет экспортировать свою продукцию, что приведет к огромным убыткам для всего государства. Это, наконец, должны понять и в Киеве.
А пока мариупольские портовики все усилия направляют на то, чтобы очередная зимняя навигация прошла успешно. И мы уверены, что так и будет!
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.