Новый таможенный кодекс: новшества для субъектов ВЭД

Опубликовано: 1.06.2012 15:40     Автор: Денис ПАЛАДИЙ

Прошел уже месяц с момента, когда в Украине начал действовать новый Таможенный комплекс. Безусловно, положения этого документа являются предметом тщательного изучения как рядовых граждан, так и субъектов внешнеэкономической деятельности. И если простых украинцев, пересекающих государственную границу, интересуют его положения в сугубо бытовом, практическом плане, то для субъектов ВЭД Таможенный кодекс является одним из основных документов хозяйственной деятельности. Поможет ли новый кодекс бизнесу или наоборот – попробуем разобраться.

«Новый Таможенный кодекс — это унифицированный законодательный акт, который объединил в себе детализированные положения ранее разрозненных законов и подзаконных актов по таможенному делу», отмечалось на пресс-конференции «Новый Таможенный кодекс — положительные аспекты для граждан и субъектов ВЭД», которая недавно состоялась в Киевской областной таможне. В мероприятии приняли участие начальник Киевской областной таможни Владимир Григорьев, первый заместитель начальника таможни Сергей Наумов, заместитель начальника таможни – начальник службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Ярослав Голомша, заместитель начальника таможни Ольга Джарты, руководители профильных структурных подразделений. По мнению таможенников, такой кодекс удобно использовать, его положения почти не требуют дополнительных разъяснений и комментариев. Новый таможенный кодекс построен по принципу «максимального прямого действия». В противовес скептикам сотрудники таможни уверяют, что произошло существенное облегчение и упрощение как для граждан, пересекающих границу, так и для субъектов внешнеэкономической деятельности.

Место таможенного оформления

Наш журнал, в первую очередь, интересуют именно последние. Учитывая то, что Киевская областная таможня в силу своего географического расположения находится в эпицентре активной внешнеэкономической деятельности, мнение ее сотрудников чрезвычайно важно в отношении положений Кодекса, которые касаются перемещения товаров с использованием грузовой товарной декларации. Во-первых, новым кодексом отменено, образно говоря, «крепостное право» для предпринимателей, которые ранее были вынуждены оформлять так званые «письма согласования» для оформления на других таможнях. Теперь предприниматель по своему желанию может заявлять к таможенному оформлению товары на любой таможне по всей территории Украины. Такой шаг, с одной стороны, позволит предпринимателям за счет логистического планирования существенно уменьшить свои затраты, с другой стороны — создаст «конкуренцию» между таможнями. Таможенники ожидают, что такая «конкуренция» будет способствовать повышению уровня квалификации должностных лиц таможен и росту качества административных услуг, которые ними будут предоставляться.

Документы, которые подаются для таможенного оформления

Новым кодексом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых таможне для таможенного оформления. Предусмотрено предоставление вместе с таможенной декларацией только счета или другого документа, который определяет стоимость товара, и в случае необходимости, декларации таможенной стоимости. Теперь декларанту предоставлено право на внесение изменений в таможенную декларацию относительно увеличения количества товаров, если после завершения таможенного оформления им самостоятельно выявлены незадекларированные вследствие допущенной ошибки товары.

Относительно декларирования нескольких товаров по одному классификационному коду

Эта норма позволяет декларанту определиться относительно классификации большого количества разных наименований товаров (например, автомобильных запчастей) по одному товарному коду, которому будет соответствовать наибольшая ставка пошлины. Следует добавить, что существует возможность декларирования как нескольких партий товаров по одной грузовой таможенной декларации, так и оформлять часть партии товара, если так удобнее декларанту.

Определение таможенной стоимости

Как правило, этот вопрос наиболее интересует предпринимателей. Таможенники надеются, что новый Таможенный кодекс дает на него исчерпывающий ответ. Наиболее острой проблемой раньше было доказательство правильности определения таможенной стоимости со стороны декларанта, то есть подтверждение цены внешнеэкономического контракта. Хотя, благодаря предыдущим нормам законодательства по таможенной системе более 90% оформлялись по цене договора. Теперь определен исчерпывающий перечень документов, которые таможня имеет право получить от предпринимателя для такого подтверждения. Кроме того, законодатель установил жесткие временные рамки на изучение должностными лицами таможен поданных документов и принятие соответствующих решений до пяти рабочих дней. Во избежание задержек в таможенном оформлении Таможенным кодексом предусмотрено проведение таможенных формальностей по контролю таможенной стоимости после выпуска товаров в свободный оборот.

Полномочия таможенных органов

Стоит отметить, что для проведения таможенных формальностей для обеспечения единоличного таможенного оформления на каждом таможенном посту есть должностные лица, уполномоченные на исполнение разных функций (например, проверки правильности определения таможенной стоимости и классификации товаров, начисления и взыскания таможенных платежей). Кстати, таможенный пост имеет все необходимые полномочия относительно принятия самостоятельных решений без привлечения руководства таможни. Это позволяет сократить время, необходимое предпринимателю на получение разнообразных согласований и решений, которые раньше принимались руководством таможни.

Сокращение времени таможенного оформления

Новым Таможенным кодексом время таможенного оформления одной импортно-экспортной операции сокращено с 24-х до 4-х часов. Предприниматели будут иметь возможность самостоятельно фиксировать в электронных системах таможни дату и время подачи таможенной декларации путем введения ее электронной версии в соответствующую информационную систему таможни. Для обеспечения такого права предпринимателей в местах таможенного оформления товаров, а именно, в местах размещения подразделений таможенного оформления уже функционируют информационные терминалы.

Сокращение времени таможенного оформления

Электронные технологии и электронное декларирование

Следует отметить, что амбициозный проект Гостаможни Украины «Электронная таможня» теперь имеет основную законодательную основу. Процедуры декларирования, таможенного контроля и оформления, обмена информацией с другими государственными контролирующими органами — все это и многое другое планируется осуществлять в электронном виде с применением современных электронных систем и технологий. Эффект от таких новаций — это сокращение времени перемещения товаров через таможенную границу, минимизация субъективного влияния на принятие решений та сведения бюрократических процедур к минимуму. Новый кодекс позволяет использовать электронное декларирование всем желающим предпринимателям без каких-либо ограничений и во всех таможенных режимах. Процедура включения в Реестр предприятий, допущенных к электронному декларированию  проста и прозрачна. Уже сегодня количество субъектов, допущенных к электронному декларированию по таможенной системе составляет более 3000 (по Киевской областной таможне — 71).

Статус уполномоченного экономического оператора

Новый кодекс вводит в Украине специальные упрощенные таможенные процедуры для добросовестных предпринимателей. Украинские предприниматели, которые на протяжении длительного времени работают на рынке, не имеют задолженностей, не допускают существенных правонарушений, имеют квалифицированный персонал, смогут получить статус уполномоченного экономического оператора. Получив такой статус, предприятие получает и ряд значительных преимуществ по сравнению с субъектами внешнеэкономической деятельности без такого статуса, а именно:- осуществление таможенного оформления в первоочередном режиме и на объектах предприятия; - снятие и наложение таможенного обеспечения без разрешения таможни и так далее. (раньше функционировал ограниченный по форме и процедуре использования механизм «белых» и «зеленых» списков предприятий).

Постаудит-контроль

Право таможни осуществлять таможенный контроль после завершения экспортно-импортной операции предпринимателя — это современный и общепризнанный мировой путь к упрощению таможенного оформления. С одной стороны, это получение предприятием возможности избежать непредвиденных контрольных операций со стороны таможни во время таможенного оформления. С другой стороны, осведомленность с этим правом таможни сподвигает субъектов внешнеэономической деятельности к поддержанию законности во время декларирования товаров (поскольку нет ничего тайного, что не стало бы явным).

Система управления рисками

Введение системы управления рисками позволяет сократить время таможенного оформления товаров, повысить эффективность таможенного контроля и избежать безосновательных вмешательств таможенников в экспортно-импортные операции предпринимателей. Кроме того, применение системы управления рисками — это право таможни, а не обязанность. В каждом конкретном случае инспектор определяет целесообразность проведения отдельных таможенных формальностей и отвечаете за их эффективность.

Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил

Новый кодекс освобождает предпринимателей от ответственности за допущенные ними невольные ошибки, введено урегулирование вопросов нарушения таможенных правил на основе компромисса. Введено новое понятие «компромисс в таможенном деле». Это установление случаев, когда при выявлении нарушения таможенных правил товары могут быть пропущены через таможенную границу Украины до завершения рассмотрения дела об этом нарушении. (При условии, что такие товары не подлежат конфискации и не будут нужны в дальнейшем в процессе производства по делу или в случае, когда декларант оплачивает все налоги или предоставляет гарантию их выплаты).Декриминализована товарная контрабанда, то есть она переведена из разряда криминальных преступлений в состав административных правонарушений. Сокращен перечень видов нарушений таможенных правил и пересмотрены взыскания, которые применяются за их совершение.

Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил

Установлено 18 видов правонарушений, за совершение пяти из которых предусмотрено взыскание в виде конфискации (для сравнения предыдущим Таможенным кодексом предусматривалось 27 видов правонарушений, из которых одиннадцать имели взыскания в виде конфискации).

Кроме того, с целью недопущения безосновательных задержек транспортных средств, которые осуществляют международные перевозки грузов, предоставляется право собственникам транспортных средств выгружать товары на склады временного хранения в зоне деятельности таможен назначения без согласия импортера (раньше владельцы транспортных средств и водители были заложниками импортеров, которые использовали транспортные средства как «склады на колесах»).

Профессионалы-таможенники обращают внимание, что все о чем мы говорили выше,  — это далеко не все преимущества нового Таможенного закона. И надеются, что уже в ближайшее время скептиков относительно полезности его введения станет намного меньше, а субъекты таможенного законодательства почувствуют свежее дыхание европейских взаимоотношений государства и общества в части соблюдения конституционных прав и свобод граждан и субъектов внешнеэкономической деятельности.

Мнение специалиста

Людмила Пушкина, агент по таможенному оформлению компании GEFCO Украина:

Правильная организация работы таможенной службы играет важнейшую роль в развитии транзитного потенциала и расширении внешнеэкономической деятельности Украины. Новый Таможенный Кодекс  призван упростить и гармонизировать таможенные процедуры согласно Международной конвенции, однако делать какие-либо выводы об эффективности нового порядка все еще рано. Учитывая состояние уже укоренившейся системы таможенного контроля в Украине, вероятнее всего, принятие нового ТК не повлечет за собой никаких существенных изменений в работе украинских компаний в ближайшем будущем. Кроме того, должен пройти определенный переходный период, прежде чем все процедуры будут отлажены, и новое законодательство начнет реально работать. Однако, если проект нового ТК будет реализован именно так, как планируют законодатели, мы видим два существенных улучшения. Во-первых, в значительной степени будут расширены права и обязанности декларанта в процессе заявления таможенной стоимости импортных товаров, что позволяет надеяться на непредвзятость со стороны таможенных органов при определении таможенной стоимости товаров в случае наличия полного пакета документов. Второй позитивный фактор – это отсутствие необходимости проводить таможенную очистку груза на таможенном посту по месту юридической регистрации компании-импортера. Если удастся воплотить в жизнь данную норму, как это предусмотрено новым ТК, появятся основания для значительной оптимизации процессов внутренней и международной логистики, включая финансовую составляющую.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация