Предлагаю часть интервью с руководителемфинансовых проектов «METRO Cash & Carry Россия» господином Майором И.1 «…обмен документами с торговыми партнерами и их обработка является ресурсоемкой задачей компании. Через отдел контроля входящих счетов METRO2 проходит более 80 тыс. счетов-фактур в месяц. Из 38 человек, занятых в обработке счетов-фактур, 11 операторов работают только на ввод документов, 16 бухгалтеров заняты исключительно проверкой и корректировкой ошибок, еще 4 — приемом, возвратом и архивированием документов. Таким образом, очевидно, что объем ресурсов, задействованных в процессе обмена документами с торговыми партнерами, велик».
Кроме сожаления о потраченном времени, ручные операции в торговле способны породить настоящий информационный хаос и стать реальным тормозом для процессов поставок. Сотрудники постоянно делают ошибки, которые невозможно «отловить» в реальном времени, сколько бы контролеров ни стояло у них за спиной. Несколько лет назад аналитики ведущих мировых компаний подсчитали, что 58% имеющейся у них информации о продукции неверны в источнике, при этом неточны 60–80% ключевых информационных атрибутов товаров, поставляемых в розничную торговлю. Вот что об этом говорит г-н Майор И.1: «Что касается ошибок. Из 100% принимаемых счетов-фактур до 20% мы не обрабатываем, а сразу же возвращаем поставщикам, так как эти счета-фактуры неправильно оформлены. Поставщики должны переделать неверные документы и привезти их к нам. На это уходит время. Эта цифра так велика из-за нашей экспансии. METRO быстро растет, открываются новые подразделения и появляются новые поставщики, которым нужно время, чтобы привыкнуть с нами работать, прежде чем они перестанут делать ошибки в оформлении. Отмечу сразу, ошибки в оформлении счетов-фактур полностью устраняются при использовании электронного обмена данными. После исправления ошибок в оформлении счета-фактуры принимаются в обработку. При этом количество счетов, содержащих ошибки в цифрах, приблизительно составляет 25–30%. Пятая часть всех ошибок — ошибки по количеству (ошибки приемки товара). На этот вид ошибок электронный обмен данными не влияет, так как причина здесь в человеческом факторе и только. И почти 80% ошибок — разницы в ценах между нашей системой и документом поставщика» . Неверная информация о продукции может оказать колоссальное негативное воздействие на всю цепь поставок: чем позже будет обнаружена неточность, тем больше вреда она нанесет. Существует две основные причины, приводящие к ошибкам в товарных данных: пресловутый ручной ввод и отсутствие синхронизации в информационных действиях торговых партнеров. И то, и другое приводит к губительной потере целостности данных о поставляемых товарах. Обычно отечественные руководители в такой ситуации нанимают дополнительный персонал для проверок и обеспечения процесса поставок, а можно (как это принято в экономически развитых странах) минимизировать ручной ввод и внедрить технологии электронной логистики для управления потоками информации.
В Украине «критическая масса» для новых электронных торговых технологий еще не появилась, поэтому в качестве флагманов процесса выступают крупные иностранные поставщики и розничные сети (например, Gillette, Nestle и METRO), для которых системы электронной логистики являются корпоративным стандартом. Прежде чем обсуждать технологии электронной логистики, предлагаю взглянуть на информацию о товаре по-новому: сегодняшней цепью поставок движет информация. Современные компании понимают, что информационное обеспечение товара — такая же важная часть процесса поставок, как разработка продукции, ее изготовление и традиционная логистика. Поэтому и работать с информацией о продукции надо как с активом компании, который нуждается в постоянном управлении. Чем выше конкуренция на рынке, тем выше цена «информационной обеспеченности» товара.
Так, на зарождающемся рынке «правила игры» диктуют производители: информации о предлагаемой продукции мало и она труднодоступна для потребителя, поэтому ценность товара определяется только его потребительскими свойствами. И, наоборот, в условиях высокой конкуренции потребительские свойства товаров отходят на второй план, а на первый выступают их информационное обеспечение и доступность этой информации.
Современная эпоха электронной логистики началась в 70-х годах прошлого века вместе с внедрением в торговле штриховых кодов. По аналогии с традиционной логистикой под электронной логистикой понимается управление и оптимизация электронных информационных потоков, возникающих в цепях поставок.
Краеугольным камнем последней являются международные стандарты, которые используются более чем в 100 странах мира. Их соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам из разных стран (или в одной стране) обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций. Непротиворечивость, полнота и достоверность электронных данных обеспечивается взаимосвязанными стандартами идентификации данных, их носителей и электронного взаимодействия.
Координатором процесса разработки и управления стандартами электронной логистики выступает международная организация GS1 и национальные организации, представляющие GS1. Первоначально какой–либо стандарт создается в GS1 при непосредственном участии конечных пользователей и специалистов. После публикации он адаптируется (локализуется) к местным условиям страны, решившей его использовать.
В настоящее время разработка стандартов ведется по четырем основным направлениям:
1) коды товарной нумерации (штриховое кодирование);
2) электронный обмен данными (далее по тексту - EDI, Electronic Data Interchange);
3) глобальная сеть синхронизации данных (GDSN, Global Data Synchronization Network);
4) электронный код продукции (EPC, Electronic Product Code).
В развитых странах первые два направления в электронной логистике сегодня являются основой оптимизации информационных потоков в цепях поставок. В Украине же развивается пока только первое направление — технологии штрихового кодирования, массовое внедрение которых в торговле началось с опозданием на 15–20 лет по сравнению с мировым опытом.
Электронный обмен данными (EDI)
Что касается электронного обмена данными (не путать с электронным документооборотом), то на его базе в Украине работают пока только немногие иностранные компании. По определению EDI — это передача структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями при минимальном участии человека. Идеальный случай – когда данными обмениваются только прикладные системы заказчика и поставщика: посылают заказы, выставляют счета, получают уведомления об оплате/отгрузке, отчеты о продажах и инвентаризации. Чем меньше участие человека, тем меньше ошибок возникает в процессе поставок, как говорится «нет человека — нет проблемы». Уже сейчас автоматизация процесса поставок вполне реальна процентов на 80–90%, однако полностью исключить участие человека из процесса нельзя: это либо слишком дорого и в ближайшее время не окупится, либо технологически невозможно.
Пример дорогостоящего решения EDI – автоматическое сканирование и учет товаров, снабженных метками радиоидентификации (Radio Frequency Identification или RFID – далее по тексту). Пилотные RFID-проекты были реализованы на Западе еще 10 лет назад. Однако до сих пор дороговизна RFID-меток не позволяет начать их массовое применение.
Радиоидентификация3 – метод идентификации физического объекта, на котором поставлена радиометка (tag, smart-label) — микропроцессорное устройство приема, хранения и передачи идентификационных данных с радиоинтерфейсом. В память радиометки можно записать серийный номер изделия, артикул, текст и т. п. Метки подразделяются на: пассивные (без элементов питания), полупассивные (имеют встроенный источник питания для микросхемы) и активные (источник питания используется как микросхемой, так и радиомодулем).
Технологию радиоидентификации довольно трудно назвать «новой»: в 1973 году Марио Кардулло и соавторы опубликовали патент США №3713148, описывающий первый пассивный транспондер RFID. Затем этот метод долго оставался на службе у военных. Активное обсуждение возможности использования RFID в гражданской сфере началось лишь в последние десятилетия.
Развитие и широкое внедрение радиоидентификации долго сдерживалось отсутствием стандартов. Но в 90-x годах ХХ века Международная организация по стандартизации (ISO) приняла ряд основополагающих стандартов в области RFID, которые были широко поддержаны производителями считывающей аппаратуры и радиометок. И это подтолкнуло предприятия к активному внедрению технологии радиоидентификации. Стандарт ISO 15693 (13,56 МГц) — распространенная технология, характеризующаяся трудностью подделки метки. Наилучшие образцы таких меток могут работать на расстоянии до 1 метра. Стандарт ISO 18000 (860 МГц) — наиболее перспективная технология, отличающаяся повышенной скоростью считывания, а также дальностью работы от 1 до 7 метров без прямой видимости.
В начале 2004 года аналитики предсказывали, что приобретение оборудования для радиоидентификации сетями розничных продаж в США будет расти лавинообразно. Предполагалось, что к 2008 году эти структуры приобретут RFID-метки на сумму почти 1,3 млрд долларов. Тогда же корпорация Sterling Commerce объявила о намерении включить радиометки в номенклатуру своих изделий, а ее вице-президент по стратегическим вопросам и развитию Джим Хендриксон отмечал, что до широкого применения технологии остается один-два года. Однако большинство компаний планирует перейти к использованию RFID лет через пять. По прогнозам аналитической компании IDTechEX, в 2008 году объем реализации оборудования и услуг RFID будет составлять 7 млрд долларов против 1,5 млрд в 2004 году. При этом эксперты компании В-Stat прогнозируют, что к 2009 году прибыль индустрии по производству RFID-меток составит 2,8 млрд долларов. А по оценке аналитиков Deutsche Bank Research к 2010 году емкость рынка RFID-систем составит 22 млрд евро по сравнению с 1,5 млрд евро в 2004 году. Основное преимущество радиоидентификации состоит в том, что этот метод позволяет максимально автоматизировать процесс опознавания.
Считывание информации из метки осуществляется на расстоянии и не требует, в отличие от считывания штрих-кода, размещения считывающего устройства в определенном положении по отношению к метке. Информационная емкость метки существенно больше емкости штрих-кода; информацию в метках можно перезаписывать, а саму метку прятать. Радиоидентификация обеспечивает более высокую скорость приемки и отправки маркированных товаров, так как несколько десятков меток можно считать в течение 1-2 секунд. Содержимое контейнера с товарами, промаркированными радиометками, можно учесть, не открывая его. А в том случае, если ворота склада оснащены соответствующими считывающими устройствами, вся информация о товаре фиксируется в тот момент, когда контейнер проходит через ворота. Понятно, что если технология будет действовать без сбоев, ее использование не только упростит работу и снизит затраты (в частности, благодаря исключению ручного труда), но и повысит качество контроля и позволит уменьшить потери. Перспективы применения радиоидентификации самые широкие: от учета изделий на производстве и ценностей в учреждениях культуры до защиты лекарств и паспортов от подделок.
Преимущества радиоидентификации перед штрих/кодированием:
Отрицательные аспекты радиоидентификации:
Негативное отношение к технологии RFID усугубляется политикой производителей, скрывающих от публики все подробности ее функционирования. Например, в технологии MIFARE (производства Philips), использующей стандарт ISO/IEC 14443, есть команда «Аутентификация», после которой метка должна шифровать свои ответы и воспринимать только шифрованные команды. Эта команда может быть нейтрализована только командой, которую фирма-разработчик держит в секрете. Более того, анализируя потребляемый схемой ток, инженер может прочитать все пароли доступа ко всем блокам MIFARE-карточки (в силу существующей технической схемы чтения памяти в чипе).
Говорить об экономической эффективности внедрения RFID довольно сложно, так как до сих пор практически все проекты в этой области являются по сути опытными. Например, американская розничная корпорация Wal-Mart использует радиоидентификацию для работы со своими поставщиками. Несмотря на то, что это один из самых известных проектов, никаких конкретных цифр представители Wal-Mart официально не озвучивают. Поэтому большинство экспертов считают, что до тех пор, пока технология RFID находится на стадии становления, все крупные проекты будут в основном «планово убыточными».
Самой дорогостоящей составляющей в системе радиоидентификации являются метки. Средняя стоимость RFID-метки в защищенном корпусе, используемой в логистике и промышленности, колеблется от $1 до $4. А самая дешевая этикетка со штрих-кодом, используемая в торговле и средствах доступа, стоит в среднем от $0,40 до $0,60. Таким образом, стоимость радиометки сегодня на порядок выше стоимости этикетки. Однако если технология будет развиваться дальше такими же темпами и цена RFID-метки приблизится к $0,50 (то есть к средней цене этикетки), ситуация может измениться. В будущем возможно комбинированное использование этикеток и RFID-меток: этикетка нужна для маркировки, а RFID лучше защищает от подделок и может использоваться в комплексных автоматизированных системах.
В настоящее время идут активные эксперименты по внедрению RFID-технологии на Западе. В 2005 году были широко анонсированы проекты ряда крупных концернов розничной торговли Wal-Mart Stores, Tesco, METRO Cash & Carry GmbH, Sainsbury. Кроме того, Министерство обороны США, несмотря на все протесты и дискуссии, заключило с компанией Symbol Technologies пять соглашений на поставку мультипротокольных стационарных считывателей меток RFID. Это позволит внедрять и эксплуатировать технологию радиоидентификации на военных предприятиях во всем мире с целью наблюдения за материалами и компонентами по всей цепочке поставок министерства. Перспективность применения технологии в промышленности и логистике доказывается успешными примерами: на сборочном заводе Toyota в Джорджтауне (США), на конвейерах Ford, на заводе «КамАЗ», в производственном центре Sony Electronics в Сан-Диего (США), на складе Chevrolet Creative Services в штате Мичиган, в упаковочной компании M-Real Consumer Packaging. В 2005 году на Intel Developer Forum в России была разработана система регистрации для участников на основе технологии RFID. Метки устанавливались в карточки участников, и таким образом организаторы мероприятия имели возможность оперативно получать маркетинговую информацию. В августе 2006 года компания IBM объявила о создании системы радиоидентификации для отслеживания и учета лекарственных препаратов.Основная задача данного проекта, по словам сотрудников компании, состоит в защите покупателей от подделок.
Помимо защиты потребителей, разработанная система призвана помочь производителям и дистрибьюторам повысить рентабельность за счет сокращения расходов на инвентаризацию, отзыв продукции и ускорить реагирование на изменение конъюнктуры рынка.
Более подробно о технологиях применения электронного обмена данными (EDI) предлагаю узнать из следующей статьи, посвященной электронной логистике.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.