15 июня 2011 г. в промзоне пригорода Киева – Броварах, в двух километрах от жилых домов, произошел крупный пожар на строящемся логистическом комплексе, принадлежащем ООО «Евробетон», расположенном рядом со складами компании «Технополис», одного из крупнейших сетевых операторов украинского рынка бытовой техники.
Товара на складе не было. Склад должны были сдать в эксплуатацию в августе, поэтому работы в огромном складском помещении шли полным ходом. Пожар распространился в помещении очень быстро, выгорела пластиковая обшивка и утеплитель стен. Пламя гасили 21 единица пожарной техники сразу из нескольких рукавов, не давая распространиться ему на соседний склад компании «Технополис», где уже была техника, и опасаясь, чтобы огонь не перебросился на находящийся рядом завод алюминиевых изделий. В результате пожара один человек погиб и один человек в состоянии средней степени тяжести госпитализирован в центральную районную больницу. Огнем уничтожена кровля и стены здания на площади до 27 тыс. м2.
По предварительным данным, пожар произошел из-за нарушения правил пожарной безопасности во время проведения сварочных работ. Однако сам факт подобного ЧП заставляет по-новому взглянуть на проблемы пожарной безопасности складских помещений и логистических комплексов, особенно таких, где хранится легковоспламеняющаяся бытовая техника. Напомним, в августе 2010 г. около метро «Нивки» сгорел склад другой сетевой структуры по торговле бытовой техникой – компании «Эльдорадо». Ущерб тогда был нанесен на сумму более 90 млн. грн. К счастью, на сгоревший склад в Броварах не успели завезти товары – иначе масштабы катастрофы и убытков были бы гораздо больше.
Экономия на пожарной безопасности и ее последствия
Начнем с того, что нормы пожарной безопасности даже на современных складах очень часто нарушаются. Логистические операторы, владельцы складских помещений, строительные и ремонтные бригады, возводящие и ремонтирующие складские помещения, а также те, кто пользуется складскими услугами, к выполнению необходимых противопожарных мероприятий подходят формально – лишь бы удовлетворить минимальные требования пожарных инспекторов. В погоне за экономией при строительстве складов используется дешевый легковоспламеняющийся утеплитель, а также дешевые пластиковые конструкции, которые «вспыхивают» мгновенно.
На дополнительные противопожарные меры, особенно требующие значительных финансовых затрат, мало кто идет. В погоне за прибылью на складах зачастую наблюдается неоправданно большая концентрация грузов на один кубический метр складского помещения. Причем экономят зачастую за счет подходов и проездов между стеллажами, кроме того, «импровизированные» склады товаров и стройматериалов, стоянки автотранспорта и автопогрузчиков устраиваются за пределами собственно складских помещений, «захламляя» и загораживая подъезды к складу. В итоге в случае пожара, во-первых, огонь быстро перебрасывается на складируемые товары, и, во-вторых, затруднен подъезд пожарной техники.
Часто логистические операторы не знают, какие грузы и какого класса пожарной опасности завозят на склады их клиенты. Между тем на складских помещениях желательно не размещать рядом крупные партии легковоспламеняющихся предметов и товаров. А если такое размещение необходимо сделать, то желательно обеспечить ту часть склада, где находятся опасные грузы, дополнительными средствами пожарной безопасности и средствами пожаротушения. В особенности это касается такого легковоспламеняющегося груза как бытовая и компьютерная техника, которая сама по себе является горючим материалом, к тому же выделяющем при своем сгорании токсичные вещества.
Нужно также учесть, что одно дело – склад, где вся номенклатура хранящихся товаров хорошо известна оператору, и совсем другое – когда оператор предоставляет складские услуги операторам, которые афишируют и номенклатуру хранящихся на складах товаров, и их качество. Между тем среди клиентов – операторов логистических комплексов – и потребителей складских услуг могут быть компании, которые заинтересованы в умышленном уничтожении своего груза или товара. Часто это делается из коммерческих соображений – для того, чтобы избавиться от «неликвида» и при этом получить страховое возмещение.
Обычно на сознательные поджоги и уничтожение товара идут редко, но такие факты встречаются, если у какой-либо компании накапливается неликвидный товар, который невозможно реализовать без значительных убытков и приходится еще нести складские и прочие расходы. Поэтому возникает соблазн застраховать товар на определенную сумму и искусственно спровоцировать страховой случай для того, чтобы получить страховое вознаграждение. Для легковоспламеняющихся товаров таким страховым случаем и может стать пожар на складе, который, при желании, легко спровоцировать, особенно если партия товара значительная, а упакован он так, что невозможно проанализировать его состояние.
Для создания страхового случая диверсионные поджоги складов, увы – не сложное мероприятие. Соорудить «поджигающее устройство», управляемое дистанционно, при нынешнем уровне развития техники – не составляет никого труда. В таком случае гарантией того, что от искусственно воспламенившейся партии товара огонь не перекинется на весь склад, может стать лишь надлежащее соблюдение пожарной безопасности.
Также при эксплуатации складских помещений распределять грузы и товары, в них хранящиеся, желательно по уровню пожарной опасности. Те товары, которые явно относятся к легковоспламеняющимся, должны находиться под особым контролем и быть «изолированы» от других товаров для того, чтобы пожар, в случае его возникновения, можно было быстро локализовать.
Пожароопасное окружение
Немаловажное значение имеет и «окружение» складов и логистических комплексов. Многие промзоны, где очень часто расположены склады, перенасыщены пожароопасными объектами, но владельцы склада зачастую не знают, что творится на соседней промплощадке. Поэтому чем меньше у склада «промышленных» соседей, тем безопаснее он с точки зрения возгорания, привнесенного «извне», хотя в разных ситуациях пожарная опасность «окружения» может оцениваться поразному. Как показывает опыт, даже если склад расположен возле леса и «в чистом поле», нет стопроцентной гарантии, что огонь не может прийти «извне» – например, в результате лесного пожара. К тому же весной обычно вдоль дорог и на сельхозугодьях намеренно пускают «палы» – поджигают сухую прошлогоднюю траву; такие пожары могут распространятся очень далеко. Однако особо «пожароопасным» окружением для складов являются свалки и мусорные полигоны, которые горят регулярно. А именно в районе свалок возле крупных мегаполисов сегодня строятся логистические комплексы, поскольку земля здесь дешевле.
В идеале и торговые сети, имеющие собственные склады, и крупные логистические компании должны иметь на своих складах собственные оперативные пожарные подразделения, оснащенные всей необходимой техникой. Опыт показывает, что от момента вызова пожарной команды и до момента, когда она может начать тушить пожар, проходит полчаса или час, в особенности при наличии пробок на дорогах, что сейчас является обычным делом не только в мегаполисах, но и в пригородах; за это время может сгореть весь склад. Поэтому экономить на мерах противопожарной безопасности, а в случае, если у компании есть значительные площади складских помещений, расположенные на отдаленном расстоянии от дежурной пожарной части, не рекомендуется.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.