Торговые сети и логистика: уроки кризиса

Опубликовано: 1.07.2011 00:00

В настоящее время на рынке ритейла практически начинает повторятся ситуация докризисных 2006-2007 г. – новые магазины все новых торговых сетей открываются «как грибы после дождя». И чтобы понять, какие перед ними стоят риски, целесообразно изучить уроки минувшего кризиса.

До осени 2008 г. одной из сфер бизнеса, которая быстро развивалась, практически не испытывая проблем, была розничная торговля. При этом розничные сети, которые «успели занять нишу» на украинском рынке, практически не сталкивались с проблемами убыточности или нерентабельности открытия новых торговых точек и магазинов. Любому супермаркету, будь-то в столице или в регионах, еще недавно был гарантирован успех – особенно тем из них, которые открывались в «спальных» районах неподалеку от станций метро или в местах пересечения людских и транспортных потоков.

До 2008 г. при ненасыщенности рынка розницы торговые операторы конкурировали не столько за потребителя, сколько за аренду свободных торговых площадей либо за приобретение земельных участков под будущую застройку. Дефицит свободных площадей способствовал развитию в группах компаний отдельных направлений, связанных со строительством торговых площадей с нуля.

Ситуация стала резко меняться к концу 2008 г., когда разразившийся экономический кризис обнажил все последствия бездумного гипертрофированного роста торговых сетей. В итоге оказалось, что многие супермаркеты – «лишние», либо они «перебивают» друг у друга клиентов.

Падение оборотов оптовой торговли в решающей мере было обусловлено снижением жизненного уровня населения, ускоряющимся сокращением его реальных доходов и заработной платы. Так, в 2009 г. зарплата сотрудников большинства компаний (в т.ч. и торговых) по сравнению с 2008 г. практически не изменилась, но едва ли не весь ассортимент как продуктовой группы, так и группы товаров бытовой химии в 2009-м подорожал на десятки процентов, – соответственно, люди стали меньше покупать.

Кризис воочию показал важнейшую роль логистики в развитии торговых сетей. Те торговые сети, которым не нужно было обслуживать отдельные далеко расположенные торговые точки, кто имел собственные удобно расположенные склады, и сумел оптимизировать перевозки товаров между магазинами понесли наименьшие убытки и смогли остаться «на плаву». Наоборот, те из торговых сетей, которые не смогли организовать логистику, вынуждены были «потеснится» либо вовсе уйти с рынка.

Поэтому закономерно, что, по данным Госкомстата, за 2009 г. оборот розничной торговли в Украине снизился на 16,6% по сравнению с 2008 г. При этом максимальное снижение розничного товарооборота в 2009 г. было зафиксировано в Полтавской (20,5%), Хмельницкой (20,3%), Днепропетровской (20,0%) областях, тогда как минимальное – в Киевской (на 8,0%), Черкасской (10,6%), Черновицкой (11,8%) областях и Севастополе (8,6%). Из-за падения розничного товарооборота в тех регионах, которые сильнее пострадали от кризиса, чем в среднем вся Украина, в течение 2009 г. имели место факты закрытия магазинов из-за их нерентабельности. Также если в последние годы рынок ритейла характеризовался стремлением региональных игроков выйти в Киев, то в 2009 г. экспансия “регионалов” в столицу прекратилась.

Интересно проанализировать причины того, что в Киевской области в разгар кризиса в 2009 г. падение объемов розничной торговли было более низким, чем в других регионах. Помогло розничной торговле в Киевской области в первую очередь то, что основные логистические комплексы, обслуживающие столицу, все больше размещаются на территории Киевской области и многие местные быстро развивающиеся супермаркеты и гипермаркеты работают с ними «в связке».

Также нужно предположить, что если до кризиса жители киевских пригородов чаще бывали (и могли себе позволить чаще бывать) в столице (а такие поездки за дорогими покупками в киевские супермаркеты часто себя оправдывали), то с наступлением кризиса ситуация изменилась. Жители киевских пригородов все меньше ездят за покупками в столицу, некоторые из них потеряли также работу в Киеве и поводов «часто мотаться» в столицу у них стало меньше.

В итоге жители Киевской области, особенно пригородов Киева стали больше отовариваться «по месту прописки». Вомногом в связи с этим падение розничного товарооборота в Киевской области в 2009 г. было не столь заметным, как по Украине. Эти факторы, по-видимому, уже в ближайшее время заставят ряд ритейлеров сделать ставку в своем развитии на киевские пригороды, где «плотность» торговых заведений пока что не такая высокая, как в столице, а цена покупки либо аренды торговых площадей несколько ниже.

Пример удачного выхода из кризиса благодаря правильно организованной логистике показал лидер украинского ритейла – Fozzy Group. Преимуществом Fozzy Group перед конкурентами является разнообразие форматов магазинов, при этом одновременно гипермаркеты «совмещенные» с современными складскими комплексами выполняют функции «региональных логистических центров» торговой сети. Хорошо налаженная логистика привела к тому, что у Fozzy Group затраты на поставки товаров к потребителю ниже, чем у многих других торговых сетей. В частности, Fozzy Group принадлежат супермаркеты «Сільпо», оптовые гипермаркеты Fozzy, «магазины у дома» «Фора» и «Бумі», кроме того, Fozzy Group принадлежат специализированные супермаркеты по торговле непродовольственными товарами: аптеки «Будь Здоровый», фармацевтические супермаркеты «Біла Ромашка». Активно развивает Fozzy Group и собственные торговые марки – в ее магазинах представлены товары под торговыми марками «Премия», «Премия Select», «Повна Чаша», «Повна Чарка», «Protex», «Зелена Країна».

Всего по результатам 2010 г. общий оборот торговых сетей, входящих в Fozzy Group – «Сільпо», «Фора», «Fozzy», «Біла Ромашка», «Будь здоровый» и ringoo – составил более 16 млрд. грн., что на 37,5% выше показателя 2009 г. В течение 2010 г. Fozzy Group было открыто 26 новых торговых объектов «Сільпо» и «Фора», общее количество магазинов продуктовых торговых сетей на конец 2010 г. составило 323. Доля продаж собственных торговых марок в общем обороте сетей группы приблизилась к 10%, что на 1% больше, чем в 2009 г., а количество артикулов СТМ «Премия», «Премия Select», «Повна Чаша», «Повна Чарка», «Protex» и «Зелена Країна» увеличилось в сравнении с 2009 г. на 20% – до 1200 позиций. Пример Fozzy Group сегодня пытаются использовать другие сетевые структуры в Украине.

 

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация