«Этих помыть или новых сделать?»

Опубликовано: 9.11.2008 00:00
Для начала...
Экспертная оценка

Для начала нужно оценить нынешнее состояние своего автопарка. Для этого сводим данные об автомобилях парка в таблицу, согласно представленному образцу.

Состояние автомобиля по пятибалльной шкале – экспертная оценка, учитывающая состояние ходовой, кузова, двигателя, тяжесть перенесённых ДТП. Оценки выставлялись следующим образом:
1 – автомобиль не на ходу или требует больших затрат, ездить нельзя;
2 – автомобиль на ходу, в ближайшее время будет требовать больших затрат, перенес серьёзное ДТП;
3 – автомобиль в нормальном состоянии, затраты в пределах нормы, ДТП если и были – не повлияли на ходовые качества, в ближайшее время серьёзных затрат не предвидится;
4 – автомобиль в хорошем состоянии;
5 – почти новый автомобиль.

Такая грубая оценка позволяет быстро определить автомобили, очевидно требующие замены, так как дальнейшая эксплуатация связана с угрозой для безопасности движения. Поэтому автомобили, оценка которых равна 1 или 2 баллам, подлежат незамедлительной замене.

Далее… Цифры
Следующий вопрос – когда наступит момент замены остальных автомобилей? Чтобы дать на него ответ, необходимо провести более объективный анализ, для которого понадобятся такие данные:
1. Стоимость нового автомобиля (Ц): узнаем в салоне официального дилера.
2. Стоимость автомобиля с шагом 20 тыс. км пробега (С2, С4, С6,… .,С20): вычисляем как среднее арифметическое предложений на рынке – берем из газет бесплатных объявлений, Интернета, на авторынке.
3. Затраты на эксплуатацию на каждые 20 тыс. км пробега (Э2, Э4, Э6,… .,Э20): затраты на эксплуатацию состоят из стоимости технического обслуживания, стоимости необходимых запчастей и материалов. Реальные затраты мы брали из собственной статистики, а также из статистики дружественных организаций.
4. Затраты на топливо на каждые 20 тыс. км пробега (Т2, Т4, Т6,….,Т20): здесь все просто – расход топлива по данным завода изготовителя, пересчитанный на 20 тыс. км. Для корректного сравнения важно брать расход в одном и том же режиме эксплуатации – городской, смешанный или загородный. Все данные берем отдельно для каждой модели автомобиля.




Состояние автомобильного парка предприятия
Вычисления…
Вычислим, в какую сумму обойдется владение автомобилем. Зная стоимость нового автомобиля и стоимость автомобиля с пробегом, вычисляем потерю стоимости (П2, П4, П6,….П20). Потеря стоимости – разница в цене между новым автомобилем и автомобилем с соответствующим пробегом. Например, новый автомобиль стоит 75 000 грн, а с пробегом 20 тыс. км – 65 000 грн. Следовательно, потеря стоимости составляет П2 = Ц – С2 = 10 000 грн.

Стоимость владения автомобилем на каждые 20 тыс. км пробега (Св2, Св4, …. Св20) равняется сумме соответствующих пробегу: потери стоимости, затрат на эксплуатацию и расходов на топливо. Св2 = П2+Э2+Т2, Св4 = П4+Э4+Т4, и так далее.

На основании полученных данных строим график зависимости Св от пробега. Пример подобного графика приведен на рисунке.

Выводы…
Проанализируем полученный график. На участке до 60 тыс. км наблюдаем максимальную стоимость владения. Основные затраты приходятся на начало эксплуатации автомобиля, где владелец автомобиля несет максимальные потери. Это, в общем-то, логично, так как самая высокая скорость падения в цене – у новых автомобилей. Автомобили с пробегом 80–120 тыс. км отличаются в цене уже не так сильно, как с пробегом 0 км и 40 тыс. км. Падение рыночной стоимости – основной фактор, влияющий на график на этом участке. Его влияние составляет 80-85%. Далее мы наблюдаем плавный рост – медленное падение в цене (рост потери стоимости), но рост затрат на эксплуатацию, которые связаны, в первую очередь, с все более частым и дорогим ремонтом. Влияние затрат на этом этапе составляет 30 % – в начале и более 70 % – в последующем. Таким образом, приходим к выводу, что менять автомобиль следует тогда, когда рост становится стремительным, поскольку каждый километр пробега обходится все дороже. В нашем случае это интервал 180–200 тыс. км.

Заключение…
Результаты подобного ориентировочного расчета очень зависят от начальных условий – стоимости автомобиля с пробегом, а этот показатель индивидуален и зависит от того, насколько покупатель сумеет «сбить», а продавец, в свою очередь, «набить» цену на автомобиль.

Могут отличаться цифры из разных источников, не всегда указывается (в объявлениях) комплектация автомобиля. Важно также иметь обширную статистику, чтобы исключить влияние случайностей, таких как, незапланированный ремонт по причине халатного отношения водителя.

Кроме потери стоимости, затрат на эксплуатацию и расходов на топливо, возможно также учитывать и другие параметры: стоимость резины, банковские проценты, стоимость оформления, заработную плату водителя, механика и т. д. Важен принцип – разносим затраты на мелкие периоды и определяем момент начала стремительного роста этих затрат. Этот момент и является ориентиром для продажи.

Данная методика позволяет составить объективную картину, опираясь на конкретные расчеты. А оперируя цифрами намного проще убедить финансистов в экономической целесообразности замены автопарка.

Первый этап закончен. Теперь мы знаем, когда необходимо продавать автомобиль и можем неспешно подыскивать покупателя. Расходы на приобретение нового автомобиля нам все еще не известны, так как не определена модель, значит, мы пока не можем бюджетировать покупку. А выбор автомобиля – это уже отдельная тема для обсуждения.

Денис Смаглий,
заместитель директора по логистике по транспортным вопросам
ООО ФК «АРТУР К»

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация