Государство для бизнеса, или бизнес для государства?

Опубликовано: 9.11.2008 00:00
ТиЛ: «Государственная целевая экономическая программа по развитию автомобильной отрасли и регулирования автомобильного рынка до 2015 года» была разработана Ассоциацией «Укравтопром» совместно с Минпромполитики и «Укравтобуспром». В чем необходимость госпрограммы развития автопрома, который, преимущественно, является частным бизнесом? Выяснялось ли отношение населения страны к подобной инициативе?
– Именно частный бизнес является тем базисом бюджета, который позволяет государству финансировать не только здравоохранение, образование, армию, но и госсектор, и незащищенные слои населения. Поэтому и необходима Программа развития бизнеса, промышленности, автопрома, в частности.
Ограниченность бюджета – это следствие, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, а причина кроется в недостаточном развитии бизнеса, промышленности. Любой рыбак знает, если хочешь хорошего улова, нужен подкорм. Чтобы обеспечить в бюджет большие поступления, нужно стимулировать бюджетоформирующие отрасли.
На сегодняшний день в украинском автопроме работает более 85 тыс. чел., не говоря о смежных, связанных и зависящих от автопрома отраслей. Какое может быть отношение у этих людей и их семей к перспективе развития отрасли. Вопрос риторический.

ТиЛ: Методы финансирования программы за счет отечественного потребителя противоречат декларации государством приоритета роста благосостояния граждан, поскольку приводят к удорожанию автомобилей на рынке. Подобная программа также противоречит принципам свободной торговли. Какие аргументы существуют по этому поводу?
– Благосостояние граждан зависит в большей степени от источников доходов и их размеров. Реализация положений Программы позволит создать около 20 тыс. новых рабочих мест, увеличить заработную плату в отрасли в разы. Не стоит проводить параллели между развитием украинской автомобильной промышленности и удорожанием автомобилей на внутреннем рынке, ведь именно модернизация и развитие производственных мощностей наших заводов, обеспечение расширения полномасштабного производства создают условия, при которых снижается себестоимость продукции, а значит и ее цена на рынке. И ведь ни для кого не секрет, что продукция украинского автопрома имеет ряд конкурентных преимуществ и является наиболее массовой и доступной на нашем рынке.
Что же касается финансирования Программы со стороны госбюджета, то доля государственных средств в общем объеме финансирования Программы составит всего 7%. Эти деньги будут направлены прежде всего на подготовку кадров, т.е. финансирование сферы образования, на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, т.е. финансирование науки, и погашение банковских кредитов, т.е. стимулирование финансового сектора, который сегодня находится в стагнации.
Таким образом, часть государственных средств, потраченных на реализацию Программы, сразу будут направляться бюджетникам. Использование государственного бюджета для поддержки отечественного производителя является обычным инструментом в мировой практике и часто используется государствами, которые считаются иконами рыночной экономики. Самый свежий пример – принятие сенатом США Закона «О поддержке государственных программ», позволяющего правительству предоставить американскому автопрому $ 25 млрд. согласно плану льготного кредитования трех крупнейших североамериканских автоконцернов – GM, Ford, Chrysler.
Отдельно хочу подчеркнуть то, о чем неоднократно заявлялось и в процессе разработки, и во время презентации Программы: проект «Государственной целевой экономической Программы развития автомобильной промышленности и регулирования рынка автомобилей на период до 2015 года»- разработан с учетом всех требований Всемирной Торговой Организации и тех обязательств, которые взяла на себя Украина в вопросах обеспечения свободной конкуренции.

ТиЛ: В программе ничего не говорится о сегментации рынка и потребностях потребителя. В каких сегментах рынка будет наращиваться отечественное производство, с кем будет конкурировать отечественная продукция? Складывается впечатление, что создание ценовых барьеров для импортной продукции должно оградить отечественных производителей от конкуренции. За счет чего, в таком случае, будет расти качество продукции и ее конкурентоспособность?
– Становление и развитие украинского автомобилестроения всегда было связано, и в дальнейшем будет развиваться в наиболее массовых, пользующихся платежеспособным спросом сегментах. Именно гибкое реагирование на вызовы времени рынка позволяет выживать в сложной конкурентной среде. Что касается общих тенденций развития производства по видам автотранспортной техники, они следующие. В производстве легковых автомобилей акценты уже расставлены и они будут сохраняться в сегменте малолитражек. Как показал Парижский автосалон, на котором я имел честь побывать в составе рабочей группы от Украины, все большим спросом пользуются мини-авто и эко-автомобили. К слову, сегодня это общемировая тенденция.
В грузовом сегменте развития требуют все типы этого вида техники, но основная динамика будет прослеживаться в производстве специальных автофургонов грузоподъемностью более 6 тонн. Автобусному производству свои требования выставляют муниципальные и центральные органы власти, суть которых сводится к увеличению спроса на автобусы среднего и большого класса. В этом направлении и будет развиваться автобусное крыло украинского автопрома.
Что касается ценовых барьеров для импорта, то ни один пункт проекта Программы не предусматривает и даже не намекает на создание таких барьеров. Если говорить откровенно, то иностранные производители имеют неоспоримое преимущество в использовании дешевых финансовых ресурсов, что является реальным барьером, но, к сожалению, для отечественного производителя.

ТиЛ: На наш взгляд, качество отечественного бензина куда больше вредит окружающей среде, чем европейские машины 5-10-летнего возраста. Какие существуют обоснованные аргументы относительно ограничения ввоза подержанных импортных автомобилей?
– Автомобиль, к сожалению, не винная бочка, которая с годами улучшает качество содержимого. Плохой бензин в старом авто наносит намного больше вреда окружающей среде и нам с вами, чем в новом. К тому же, возраст автомобиля, это один из факторов аварийности на дорогах из-за технической неисправности, и тут неважно европейский это автомобиль или японский.
Благодаря малой автомобилизации украинцев в прошлом, мы еще не прочувствовали в полном объеме проблему утилизации старых автомобилей, а проблема существует. Ведь в Украине парк легковых автомобилей, возраст которых более восьми лет, составляет 75% от общего количества, грузовых – 77%. И с каждым днем вопрос об утилизации подержанных автомобилей становится все более актуальным. Европейцы с этим столкнулись уже давно, но неужели мы хотим стать автомобильной свалкой для Европы?

ТиЛ: Каков механизм возврата инвестированных государством средств в реализацию программы? Сроки окупаемости? Прогноз состояния рынка автомобилей в Украине к 2015 г.
– Основной экономический эффект для государства от реализации Программы, это конечно же налоги. Реализация Программы позволит увеличить бюджетные поступления от автопроизводства в 2015 году в 2,5 раза. При реализации Программного сценария в 2015 году прогнозируются следующие показатели продаж на автомобильном рынке: легковые автомобили – 1100 тыс. шт., грузовые автомобили – 100 тыс. шт., автобусы – 15 тыс. шт. Сегодня в Украине на 1 тыс. человек приходится 149 автомобилей, а по динамике роста автомобильного рынка мы – лидеры в Европе. И сегодня наша задача не только сохранить занятые позиции, но и приумножить этот успех.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация