Аутсорсинг логистических услуг

Опубликовано: 10.11.2008 00:00
TиЛ: Рассматривая классификацию видов логистических услуг в рамках устоявшейся терминологии логистической пирамиды мы наблюдаем усложнение функций, которые переходят к логистическому оператору по мере аутсорсинга со стороны производителя либо дистрибутора. В то же время примеры подобного аутсорсинга характерны, преимущественно, для больших транснациональных компаний. В какой мере движение в сторону развития 3PL- и 4PL-операторов будет оправдано на украинском рынке?
— Действительно, по мере развития аутсорсинга заказчик становится «смелее», доверяя логистическому партнеру все более сложные и ответственные функции. Эта тенденция характерна не только для транснациональных корпораций, хотя их чаще всего приводят в пример. Мир меняется и конкуренция товаропроизводителей все в большей степени переносится из области конкуренции продуктов в область конкурентных преимуществ, связанных со структурами сбыта или поставок, позволяющих добиваться снижения себестоимости.
Одним из элементов подобной структуры, а точнее – ее основой – является система организации логистики в компании. В данном случае мы говорим о «логистике» в широком смысле этого понятия, включая и транспортную и складскую составляющие, и закупочную деятельность и производственную логистику, и цепочки поставок – все, что связано с перемещением товарных ценностей в процессе производства и сбыта. Стоит также добавить элементы послепродажного обслуживания, связанные с поставкой, например, запчастей, или возвратной логистики, связанной с возвратом нереализованной по определенным причинам продукции или упаковки.
На сегодня термин «логистика» имеет много определений. Мне очень нравится следующее: логистика организует, создает, управляет, контролирует материальные, финансовые и информационные потоки, как в пространстве, так и во времени, от первоисточника к конечному потребителю. На мой взгляд, эти слова полностью описывают предмет нашего разговора. В своей практике я сталкиваюсь с решением узкоспециализированных задач, их можно переложить на мелкий или крупный бизнес, но в отношении логистики получается, что нет определенного шаблона, есть набор инструментария. Как его применить – это уже специфика определенного бизнеса.
Поскольку конкурентная «гонка вооружений» требует все более тонкой настройки и сопровождения логистической структуры, как раз небольшим компаниям все сложнее содержать высококвалифицированных специалистов, приобретать специализированные программные продукты, поскольку их обороты значительно меньше, чем у больших корпораций и доля накладных (непроизводственных) расходов у них возрастает. В этом случае на помощь приходят специализированные компании – логистические операторы, с помощью которых достигается как рост эффективности логистики у самой компании-заказчика, так и сокращение затрат на содержание и развитие непрофильных подразделений (не говоря уже о содержании и обслуживании собственного транспортного парка).
Украинский рынок только начинает осваивать практику взаимодействия с 3PL-операторами. Пока этим занимаются большие компании, в первую очередь потому, что рынок логистических операторов достаточно свободен, давая возможность участникам «снимать сливки», охотясь за крупными заказчиками.
Отсюда – пренебрежение малыми потребителями, которые пока еще могут не получать должного внимания или быть не в состоянии оплачивать услуги по высоким ставкам. Тем не менее, по мере прихода новых игроков на это поле и усиления конкуренции, автоматически будет происходить, в разумных пределах, и снижение стоимости услуг и повышение внимания к небольшим заказчикам. Определенное движение в этом направлении уже наблюдается на рынке, в частности, в виде отказа от содержания собственного транспортного парка, что в условиях Украины равносильно содержанию отдельного транспортного предприятия. То есть даже бюрократические барьеры, в каком-то смысле, способствуют оптимизации бизнеса.

TиЛ: Каковы необходимые условия для развития рынка 4PL услуг в Украине и готовы ли отечественные логистические компании к переходу на новый уровень услуг? Какие необходимые шаги в развитии логистических компаний для движения в этом направлении?
— Развитие логистического аутсорсинга в формате PL сегодня уже не останавливается на цифре 3. В последние годы к портфелю логистических услуг добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4PL. Возникнув в результате привлечения 3PL-провайдерами для решения задач большой сложности, сначала в качестве субподрядчиков, а затем и в качестве партнеров, консультантов-управленцев и IT-системных интеграторов, 4PL-компании выступают в роли интегратора цепи поставок.
Таким образом, объединение клиента и 3PL-провайдера в структуру 4PL происходит на базе информационных и управленческих технологий. Концепция 4PL понимается как процесс управления всеми логистическими операциями во всей цепочке поставок клиента единым поставщиком сервиса. 4PL – это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепочки поставок. 4PL-провайдер решает задачи, связанные с управлением всеми логистическими процессами компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей. В последнее время формируется так называемая логистика пятой стороны – 5PL. Отличие этой услуги состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач.
Рынок услуг 4PL-операторов в Украине только формируется, и наверное должно пройти определенное время, необходимое потенциальным заказчикам для осознания собственных потребностей и запасов роста эффективности, заложенных в подобном сотрудничестве. TиЛ: Информационные технологии являются основой эффективного управления цепочками поставок. Готовы ли отечественные предприятия к восприятию и внедрению у себя культуры использования интегрированных систем управления, которыми должен владеть 4PL-оператор?
— Мне кажется, что одной из особенностей нашей страны, является, в целом, высокий инженерный уровень специалистов. База использования информационных технологий создана – практически ни одно предприятие не обходится сегодня без компьютерных систем – бухгалтерских, складских, учетных и многих других. Думаю, что решение вопроса эффективного сотрудничества с 4PL-оператором лежит в области стандартизации – внедрения стандартов EDI, обеспечения единства форматов данных, используемых для обмена различными подразделениями или предприятиями.
В значительной степени этому будет способствовать сертификация систем управления качества предприятиями на соответствие ISO 9000. Не столь важно, используется ли логистический модуль в рамках большой ERP-системы, или специализированное приложение. В каждом конкретном случае можно обсуждать этот вопрос и находить свои аргументы. Общего решения не существует. Точно так же нет общего ответа на вопрос, должен ли клиент переходить на информационную платформу своего логистического оператора, или тот должен «уметь» работать с информационной платформой своего заказчика. В каждом конкретном случае можно найти свое оптимальное решение. Главное – определиться с критериями оптимизации.

Подводя итог, думаю, что при общей тенденции к развитию сотрудничества с 4PL- операторами, значительная доля рынка останется и будет оставаться за 3PL. Пример современной Европы свидетельствует, что доля рынка 4PL составляет порядка 20% и вряд ли в обозримом будущем превратится в 80%. Так что, была бы услуга – а место на рынке найдется.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация