С Востока идет новый «народный автомобиль»

Опубликовано: 1.07.2011 00:00

Девятнадцатый киевский автосалон прошел в русле общемировой тенденции – расширения сегмента «народного автомобиля». В условиях приближения Украины по структуре потребления к европейским странам это естественно. Конечно, на мотор-шоу были представлены и эксклюзивные новинки, и работы тюнинговых ателье, однако автомобиль для массового пользователя стал основным лейтмотивом салона. При этом он показал новое лицо «народного авто» – сегодня это уже не прежние «серые мышки» а вполне стильные автомобили в различных вариантах комплектации.

В рамках Автосалона было представлено множество новинок от участников, среди которых: Mercedes-Benz, Brilliance, Chevrolet, Chery, Chrysler, Dodge, Daihatsu, FAW, Geely, Hyundai, Jeep, Kia, Lada, Lifan, Opel, Saipa, SsangYong, Subaru, Renault, ZAZ, Богдан, ГАЗ и другие. Значительная часть участников Автосалона была представлена иностранными компаниями, среди которых представители из Австрии, Беларуси, Венгрии, Германии, Голландии, Италии, Ирана, Китая, Кореи, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, США, Турции, Франции, Чехии, Японии. В этом году в выставке впервые участвовали представители Объединенных Арабских Эмиратов. География Автосалона расширяется из года в год, что свидетельствует о широкой заинтересованности иностранных компаний участием в мероприятии.

На выставке были представлены следующие автомобильные новинки: BRILLIANCE BS4, BRILLIANCEBS6, BRILLIANCE CROSS, BRILLIANCE FSV, CHERYBEAT, CHEVROLET ORLANDO, CHEVROLET SPARK, DODGE CALIBER, GEELY EMGRAND EC7, GEELYENGLON SC5, GEELY MK, GEELY MK CROSS, GEELYSL, HYUNDAI I40, HYUNDAI ELANTRA, HYUNDAIGRANDEUR, HYUNDAI VELOSTER, JEEP COMPASS, JEEP GRAND CHEROKEE, JEEP WRANGLER, KIAPICANTO, MERCEDES-BENZ C-CLASS, MERCEDESBENZC-CLASS COUPE, MERCEDES-BENZ CLS, MERCEDES-BENZ SLK, OPEL ASTRA SPORTSTOURER, OPEL NEW CORSA, RENAULT LATITUDE, RENAULT LOGAN, SANDERO, LOGAN MCV с ГБО, ZAZFORZA.

Эпоха массового автомобиля

Как видим, значительная часть новинок – автомобили «народного» класса, что закономерно ввиду приближения Украины по структуре потребления к европейским странам. Даже самые маститые представители не обошли вниманием потребителя, ориентированного на приобретение автомобиля респектабельного бренда по относительно умеренной цене. Это знаменует собой окончательное завершение периода, в течение которого на постсоветском пространстве личный автомобиль оставался привилегией обеспеченного класса – «роскошным средством передвижения». Следует, однако, отметить, что и массовый автомобиль сегодня «стремится хорошо выглядеть». Даже потребитель, рассчитывающий на бюджетное авто, хочет получить не «полчаса позора и на работе», а стильную и комфортабельную машину, пускай с двигателем умеренной мощности и без плазменных телевизоров внутри. При этом, как уже замечено, практически все современные машины народного класса сконструированы таким образом, что предполагают опциональную установку широкого перечня дополнительного оборудования – от кондиционера до аудиосистем высокого класса.

О том, что автосалон был в значительной мере более «потребительским», чем «выставочным», свидетельствуют и результаты опроса посетителей. Почти 60% пришли на выставку, чтобы узнать о новинках; более 16% – чтоб проконсультироваться перед покупкой машины. Кроме того, 27,2 % – в этом году впервые на автомобильной выставке. За пять дней работы выставки Автосалон посетили около 150 тысяч человек, следовательно, более 40 тыс. – новая аудитория, и можно предполагать, что значительная часть этих людей впервые задумалась о покупке автомобиля, а еще часть – автовладельцы, готовые к покупке первой машины «с конвейера». Посетители не увидели новинок от таких брендов, как Toyota, Volkswagen, Audi, Ford, Nissan или BMW. Их импортеры, как и в предыдущие годы, не участвуют в SIA, мотивируя свой отказ финансовыми причинами. Представители ВААИД говорят, что многие компании просто не видят смысла тратить бюджеты на участие в выставке в условиях перебоев с поставками автомобилей, вследствие событий в Японии – автомобили и так продаются, а на многие модели выстроились очереди.

Opel показал две новинки: универсал Astra ST и обновленную Corsa, которая, помимо обновления внешнего вида, примечательна своей новой мультимедийной системой –«Touch&Connect», которая состоит из 5-дюймового цветного сенсорного дисплея и навигационной системы. Премьерами от североамериканского автопрома порадовал только Chevrolet. В формат малолитражного народного автомобиля четко укладывается только компактный городской хетчбек Spark. Вот, пожалуй, и все «для народа». В целом же приходится констатировать, что европейские и американские бренды сегменту в чистом виде «народного автомобиля» внимания уделяют все меньше, видимо осознавая, что это уже не их рынок. И больше ориентируются на автомобили для народа с таким уровнем достатка, при котором уже можно позволить себе излишества.

С Востока – свет… и машины

Автосалон отчетливо обозначил тенденцию последних лет: наступление на рынок азиатских брендов, которые видят в Украине не только обширный рынок сбыта, но и плацдарм по завоеванию и удержанию позиций в Европе. При этом уже между азиатскими брендами наметилась дифференциация, даже если не рассматривать японские. Южнокорейские автогиганты по дизайну и по цене вплотную приблизились к ведущим европейским и японским. Китайский же автопром продолжает укреплять свое присутствие за счет широкого модельного ряда и доступной цены.

Основной заботой автопроизводителей Поднебесной на сегодня является преодоление стереотипа о невысокой надежности. И не столько даже в отношении конкретных брендов, сколько в отношении Китая как страны-производителя. Стереотип, возникший благодаря украинским челнокам, привозящим из Китая настолько дешевые товары, что сами китайцы удивляются тому, что на них есть спрос, бросил тень на китайскую продукцию вообще. При этом потребитель словно не замечает – на качественных вещах, приобретаемых в хороших магазинах, написано то же самое – сделано в Китае. Такова уж сила утвердившегося предубеждения. Этот стереотип сегодня пытаются сломать такие бренды, как Chery и Geely, а в этом году к ним добавился еще два соотечественника. Первый – компания Brilliance, выпускающая премиальные авто для молодежи и деловых людей. Эту марку будет продавать в Украине компания Випос, специализирующаяся на продажах люксовых авто (Bentley, Lamborghini, Audi и Volkswagen). Ранее реализацией авто этой марки занималась компания «Атлант-М Азия».

Особого внимания заслуживает второй китайский новичок салона – бренд FAW (First Auto Werke – Первый автомобильный завод), представляющий продукцию государственного китайского автомобилестроительного концерна FAW Group Corporation. Это старейший и самый крупный производитель коммерческой техники в Китае. Модельный ряд концерна очень широк, и представляет как массовые, так и представительские авто, а также коммерческую технику от легких грузовиков до седельных тягачей. Следует отметить, что именно этот концерн занимается разработкой и производством представительских автомобилей для высшего руководства самой многочисленной нации мира.

Бренд Geely, показал сразу 5 премьер: Emgrand EC7, SL, Geely SC5, MK Cross и обновленный МК. Флагманом линейки является седан D-класса – EC-7, продажи которого в Украине стартуют уже этим летом. Автомобиль С-high-класса Geely SL также выйдет на рынок до конца августа, а Geely MK Cross можно ожидать в начале осени. Сhery, представила модель Kimo с коробкой «автомат», кроссовер Tiggo с новым двигателем 1,8 МТ, а также новый бюджетный кроссовер Beat. Традиционно богаты были стенды южнокорейских Hyundai и Kia. Украинская премьера Kia – новое поколение Picanto. Hyundai представил весь обновленный модельный ряд, флагманом которого является новое поколение седана Elantra, поставки которого в Украину уже начались. Также впервые в Украине были представлены универсал Hyundai i40, автомобиль премиум-класса Hyundai Grandeur и новый спортивный хетчбек Hyundai Veloster.

Из моделей, представленных FAW Group Corporation, наибольший интерес у деловой публики вызвали FAW В50 и FAW В70 – седаны бизнес-класса. А у рядовых автолюбителей – малолитражка, которая заменит модель FAW Vita.

Запорожский казак китайского происхождения – ЗАЗ Forza

Еще одним проявлением китайской экспансии стал выбор базовой модели для нового украинского «народного авто». В рамках автосалона компания «АвтоЗАЗ-сервис» впервые в Украине презентовала модель ЗАЗ Forza хэтчбек. Известно, что стоимость модели не будет значительно отличаться от цены на седан Forza (от 80 860 грн.), продажи стартуют в июле, а до конца года компания планирует реализовать около 500-600 единиц. С технологической стороны модель ничем не отличается от седана, а предполагаемая аудитория – молодежь, которая по оценкам маркетологов лучше воспринимает машины «без торчащего багажника».

ЗАЗ Forza – это Chery A13, созданный Chery Automobile в 2009 году. Его серийное производство в Китае началось в 2010 году, и там уже продано более 100 тыс. машин. Эта модель – гордость компании, поскольку создавалась уже собственными силами в расчете на потребности современного рынка, без заимствований и копирования мировых аналогов. К разработке были привлечены итальянские дизайнеры из ателье Torino Design, и в облике автомобиля заметны веяния последней автомобильной моды.

Двигатель нового поколения ACTECO разработан совместно с австрийской компанией AVL и соответствует нормам Евро-4, а в перспективе и Евро-5. Удельные показатели мощности вполне солидные – при рабочем объеме 1497 куб.см. двигатель выдает 109 л.с. при 6000 об/мин, и крутящий момент 140 Нм. В результате, Chery A13 разительно отличается от китайских автомобилей «первой волны». Альянс ЗАЗ с Chery может стать очень перспективным, учитывая, что это одна из самых динамично развивающихся компаний в мире. По словам заместителя Главы Правления ЗАО «ЗАЗ» Юрия Плечуна, производство модели стартовало с высокой степенью украинской составляющей – уже к апрелю был достигнут показатель 51,7%. На ЗАЗе не только освоили сварку кузовов, покраску и сборку, но и производят много комплектующих, собирают двигатели и коробку передач. ЗАЗ полностью освоил производство пластиковых бамперов и почти всего оборудования салона, а также отдельные элементы подвески. На Forza украинские системы выхлопа, частично система питания, будут украинские шины, диски, аккумуляторы, детали кондиционера. Заметим, что и в европейских автомобилях сейчас много китайских комплектующих, поэтому нет оснований считать автомобиль «не украинским».

Перспективы украино-китайского автопрома

Альянс с китайским производителем обеспечил ЗАЗу еще одну модель для загрузки производства, а Chery – доступ на рынок Украины, а главное – России (автомобили украинского производства могут беспошлинно поставляться в РФ). Планируется произвести 10 000 автомобилей в 2011 году, из которых 2500 штук продадут в Украине, а 7500 – в России. Однако мощности под проект Forza отведены еще более значительные – завод может выпускать до 24 тыс. авто в год. Инвестиции в проект ЗАЗ Forza составили около $30 млн., притом по словам Почетного Президента Корпорации «УкрАвто» Тариэла Васадзе, затраты партнеры поделили пополам. И ЗАЗ, и Chery, не скрывают, что как только Украина вступит в зону свободной торговли с ЕС, возможны поставки автомобилей и в Евросоюз.

FAW в настоящее время также ищет партнеров на нашем рынке для создания совместного производства, с тем, чтобы осуществлять сборку автомобилей именно в Украине. Причем, речь идет не только о легковых авто но и о коммерческой технике – от «городских» грузовичков до супермощных тягачей.

В свете изложенных успехов китайского автопрома и его крепнущего сотрудничества с украинскими автопроизводителями можно предполагать, что следующим шагом будет и более активное наступление на рынок коммерческого транспорта. Возможно, также в тесном сотрудничестве с украинскими производителями, поскольку существующие мощности для сборки грузовых авто или автобусов и производства комплектующих к ним в Украине есть, и немалые.

Отечественные автопромышленники смогут получить инвестиции и загрузку мощностей, а транспортные компании – альтернативу дорогой технике западных брендов, которую многие просто не могут себе позволить. Учитывая, что китайский автопром явно выходит из периода «погони за Западом» и начинает выступать независимым игроком рынка, способным разрабатывать собственные модели и обеспечивать требуемое рынком качество, это хороший знак. Как для потенциальных украинских партнеров, так и для потребителей, в том числе – и логистических компаний. Ведь не только частным лицам нужен народный автомобиль. Бизнес точно также нуждается в технике, соответствующей его запросам, и при этом – по разумной цене. К тому и идет.
 

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация