Этот риторический вопрос возник не на пустом месте. Ведь на протяжении уже нескольких месяцев наблюдается устойчивая тенденция падения объемов отечественного производства по всем видам автомобильной техники. Только в сентябре текущего года по отношению к августу это падение составило порядка 15%. Причем, если по легковым автомобилям эта тенденция уже давно просматривается, то теперь этот процесс коснулся и грузовых автомобилей, и автобусов. Каковы причины и пути выхода из ситуации? Наш собеседник — вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Ефим Зейликович ХАЗАН.
Ефим ХАЗАН
вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром»
ТиЛ: В чем заключаются основные причины падения производства в Украине?
Е.З.ХАЗАН: Существует определенный ряд факторов. Во-первых, что касается легковых автомобилей — продолжается тенденция вытеснения с нашего внутреннего рынка автомобильной техники, производимой в Украине. Конечно, играют свою роль кризисные явления. Но также важно и то, что уровень защиты внутреннего рынка легковых автомобилей сегодня явно недостаточный. Мы имеем пример той же Российской Федерации — после вступления в ВТО, даже до введения утилизационного сбора, она имеет уровень защиты в 2,5 раза выше, чем у нас. Автомобильное производство в России имеет устойчивую тенденцию к росту, и там налажено производство очень многих моделей автотранспортных средств, в первую очередь, европейских, японских, которые уже сегодня идут в продажу со страной происхождения «Российская Федерация» в Украину в режиме свободной торговли, без пошлин. Таким образом, нам конкурировать становится очень сложно. То есть наш внутренний рынок не защищен.Это касается и экспорта. Ведь наш экспорт, в первую очередь, ориентирован на ту же Российскую федерацию. И он реально сократился за последний месяц в десять раз. Введение утилизационного сбора в России привело к чему? Легковые автомобили украинского производства на российском внутреннем рынке подорожают на 10-12%. Автомобили «КРАЗ» подорожают на 16-17 тыс. долларов. Автобусы — где-то на 14-16%. То есть, они частично потеряли свою конкурентоспособность по цене. Учитывая, что в России, во-первых, работает стратегия развития автопрома до 2020-го года, а во-вторых интенсивно наращиваются объемы производства, очевидно, что нашим производителям достаточно сложно конкурировать на этом рынке.
Это приведет и к дальнейшему падению производства всех видов транспортных средств, в том числе, и автобусов. У нас, например, «Черкасский автобус» работал с очень высокой долей экспорта именно в Россию, корпорация «Эталон» тоже работала с высокой долей экспорта в Российскую Федерацию. И в тех условиях, в которых мы сегодня находимся, очевидно, что в Россию эта техника не пойдет или пойдет в крайне ограниченном количестве. То же самое касается и грузовых автомобилей. Наш основной производитель большегрузных автомобилей «Авто-КРАЗ» показал падение объемов производства в сентябре на 12%.
ТиЛ: Какова доля автомобилей отечественного производства на внутреннем рынке Украины?
Е.ХАЗАН: На сегодняшний день доля автомобилей отечественного производства на внутреннем рынке Украины немногим превышает 20%. И, опять же таки, имеет устойчивую тенденцию к падению, потому что рынок реально незащищен. Смысла нет производить автомобильную технику в Украине, разворачивать производство при ввозной пошлине 10%. При этой ставке гораздо проще просто ввозить, чем иметь дело с производством, поставками, технологическими процессами, энергоносителями и т.д. В связи с этим потеряно около 18 тыс. рабочих мест.
ТиЛ: Поэтому в Украину не пришел ни один мировой производитель?
Е.ХАЗАН: Да, ведь иностранному инвестору сегодня сюда заходить нет никакого смысла, потому что нет таких условий, такой экономической привлекательности, как, например, в Китае, в России, в Турции.
ТиЛ: Какие, по Вашему мнению, могут быть эффективные меры для выхода из сложившейся ситуации?
Е.ХАЗАН: Сейчас нужно задать себе вопрос: нужен Украине автопром или нет? Ведь есть определенная точка безубыточности производства. Если эта точка пройдена вниз, то производитель должен думать, что ему делать дальше.
Содержать же просто так производство никто не будет, это понятно. Поэтому, если автопром нужен, то тогда следует принимать ряд мер. Причем эти меры должны быть комплексными. В данном случае экономических открытий делать не нужно. Это все уже пройдено до нас — до войны, после войны; прошли это Индия, Бразилия, Турция, Россия, Китай и т.д. Рецепты известны. Первое. Надо принять ряд известных мер по совершенствованию и развитию производства, по постановке на производство новых моделей автомобилей. Дальше. Наверное, необходимо создать условия для того, чтобы сюда пришел серьезный инвестор. Как он пришел в Россию, или как в ту же Польшу пришел «Фиат», как в Чехию пришел «Фольксваген». А для того, чтобы у серьезного инвестора был интерес, нужно, чтобы уровень затрат на импорт в Украину был значительно выше, чем уровень затрат на производство в Украине. Для этого следует несколько изменить таможенную политику. Мы проводили специальное расследование по тому сегменту рынка легковых автомобилей, которые мы производим (автомобили с объемом двигателя до 2,2 л. — Прим. ред.). А это 80% рынка легковых автомобилей. Это было в мае. Решение комиссии до сих пор не опубликовано. Также Россия нам показала пример, как можно дополнительно защитить свой рынок. Они в августе вступили в ВТО, уменьшили пошлину на 5%, ввели утилизационный сбор на легковые автомобили — и компенсировали эти потери, увеличив в среднем на 10% нагрузку на импорт.
ТиЛ: Не раз от украинских автопроизводителей звучали высказывания о необходимости государственной поддержки. В чем она заключается, и какие условия должны быть созданы для развития отрасли?
Е.ХАЗАН: Если взять историю развития автомобилестроения в мире, то без государственной поддержки ни один автопром не создавался, и ни один автопром, в условиях кризиса не выжил. Даже в условиях экономического кризиса многие страны не обратили внимания на то, что они члены ВТО.
Вот, например, во Франции падает производство на заводе«Пежо». Государство принимает решение оказать поддержку в виде государственных гарантий на 7 млрд. евро. Это противоречит нормам ВТО, но кто же на это смотрит, когда нужно сохранять рабочие места. Потому что главным для европейской экономики являются рабочие места и налоги.
С налогами все понятно, а сокращение рабочих мест — это социальная напряжённость в обществе, что никому не надо. Без желания государства, без его поддержки никакая отрасль промышленности, никакая экономика существовать не может. К сожалению, на сегодняшний день можно сказать, что у нас государство поддерживает импорт. За 8 месяцев в Украину было ввезено автотранспортных средств на сумму более 3 млрд. дол., и это при дефиците торгового баланса страны в 10 млрд. дол. Хотя это такие деньги, за которые можно было бы поднять производство. Вот, например, в Бразилии «БМВ» строит завод с нуля стоимостью 400 млн. долларов. То есть, за те деньги, которые Украина тратит на импорт автотранспортных средств, можно десять заводов построить.
ТиЛ: Именно поэтому вы выступаете за повышение ввозных пошлин? На какой стадии сейчас этот процесс?
Е.ХАЗАН: Переговорный процесс идет. Я хочу сказать, что шума из этого много, но процесс этот длительный ,на годы. Взять и просто повысить пошлину Украина не может, ведь это значит, что она должна обеспечить какие-то компенсаторы. А какие — это вопрос Правительства и заинтересованных членов ВТО.
ТиЛ: Как, по Вашему мнению, в дальнейшем будет развиваться автомобильная отрасль Украины? Какие факторы будут ключевыми?
Е.ХАЗАН: Мы рассчитываем на то, что будет принята какая-то общая концепция, которую мы, кстати, предлагаем уже давно. И самое главное, что необходимо — стимулировать внутреннее потребление. Это нужно и нам, и импортерам. Украина, как член ВТО, конечно, не сможет стимулировать покупку автомобилей только украинского производства. Но для повышения потребительского спроса вполне можно было бы ввести программу утилизации, похожую на те, что действовали в Германии, России.
ТиЛ: Какие перспективы для украинского автопрома откроются при создании зон свободной торговли с ЕС и со странами СНГ?
Е.ХАЗАН: Я не думаю, что мы, в ближайшие годы, будем поставлять свою технику в ЕС, а импорт из ЕС, конечно же, будет. Куда мы можем реально поставлять свои автотранспортные средства? Во-первых, в Россию и страны СНГ. Два года мы тяжелейшим образом боролись за поставки в Узбекистан. Что-то вроде бы сдвинулось, сейчас этот процесс активизируется. Но если члены Таможенного союза пойдут по пути, по которому пошла Россия, то перспективы наши там будут довольно таки плачевны. Что-то мы поставляем в страны Африки, что-то в Грузию. Но это совсем не те объемы. В Украине сейчас простаивают производственные мощности где-то на 430 450 тыс. легковых автомобилей. На этих мощностях сегодня делается максимум 100 тыс. По автобусам тоже достаточно большой запас мощностей. На сегодняшний день многие из них тоже используются не очень эффективно. А у нас еще катастрофическая ситуация с грузовыми автомобилями. Ведь 70% парка — это б/у автомобили со всего мира. В то же время «КРАЗ» у нас работает процентов на 2025% своей мощности. То есть, имея собственное производство, мы не даем ему возможности закрепиться, в первую очередь, на своем же внутреннем рынке. Надо стимулировать продажи на внутреннем рынке, защитить его. Импорт, конечно, будет всегда. Но порядка 30 40% имеющегося импорта вполне заменяется нашей продукцией. Вот только пока наша дороже. Почему? Да потому что объемы производства маленькие, соответственно себестоимость единицы высока.
Украинские автомобили покупают. И если взять рейтинги продаж, они там далеко не на последнем месте. Имеются сложности, но все равно это производство есть, оно живет.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.