Актуальная тематика железнодорожного бизнеса трансъевропейского масштаба обсуждалась на третьем региональном форуме железных дорог "широкой колеи" 1520 "Стратегическое партнерство. Балтийский регион", пишет "Бизнес Класс!". Прибалтика в этом бизнесе отличается успешной эксплуатацией скоростных контейнерных поездов, которые стали составной частью линейного сообщения, связывающего континенты.
Президент Латвии Андрис Берзиньш открыл рижский форум тезисом, к которому трудно придраться: "Несогласованность на железной дороге стоит слишком дорого. Мы должны искать возможности для гармонизации железнодорожных пространств 1520 и 1435".
Президент РЖД Владимир Иванович Якунин увидел в приветствии господина президента хороший знак для продуктивной работы профессионалов:
- Нас объединяет нечто значительно большее, чем стандарт 1520 - единая железнодорожная система, развивавшаяся со времен создания первой линии между Санкт-Петербургом и Царским селом, которой в следующем году исполнится 175 лет. Мы отвечаем за эти традиции, за безопасность пассажиров и своевременную доставку грузов. Нас связывают серьезные деловые отношения, и в первую очередь это касается РЖД и Латвийской железной дороги. которая в этом году демонстрирует устойчивый рост перевозок, более 60% которых связано с Россией.
Президент Латвийской железной дороги (Latvijas Dzelzceļš, LDz) Угис Магонис отметил:
- В Белой книге ЕС поставлена конкретная цель перехода с автотранспорта на железнодорожный и морской транспорт - до 30% в 2030 году и 50% в 2050-м. Это накладывает на нас большую ответственность. Совет по железнодорожному сотрудничеству находится как раз посредине пространства 1520 и 1435, и его роль в гармонизации перевозок на евразийском континенте велика. Опыт балтийского региона в этом имеет большое значение. По бизнесу мы - в колее 1520, а живем по законам ЕС. Этот опыт можно использовать, чтобы совместимость железных дорог колей 1435 и 1520 была все больше и больше. До вступления Латвии в ЕС эта тематика не поднималась, но теперь мы подали в Еврокомиссию множество документов, которые позволили сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
В кризисный период международное сотрудничество приобретает особое значение, уверенВладимир Якунин. Проект транспортного коридора, связывающего Дальний Восток с Атлантикой, недавно озвучил В.В. Путин, но сам коридор возник задолго до формирования современной экономической системы. И хребтом его является железная дорога, в первую очередь - Транссибирская магистраль.
Проект РЖД "Транссиб за 7 дней", фактически уравнивающий скорость пассажирского и грузового движения от Москвы до Владивостока, - это российский вклад в "Белую книгу" мировой экологии, и ключевое понятие здесь - скорость. Интересно, что отнюдь не "движенческая" составляющая сегодня сдерживает внедрение скоростных грузовых составов. Контейнерный экспресс из Латвии может простоять 15 часов на пограничной станции Себеж, а большое пространство на восток от Москвы выбивается из всех графиков из-за нехватки вагонов.
Что касается привлечения клиентов на железную дорогу, интересный опыт представил гендиректор ООО "Логистический оператор" Юрий Лопусов. Эта компания внедрила на рынок продукт, который является практически ровесником распада СССР: контейнерные экспрессы от прибалтийских портов до Москвы.
Как только не объясняли неудачу подобных проектов: и трудностями сбора грузов, и несговорчивостью грузоотправителей, у каждого из которых в Москве имеется своя "прикормленная" таможня, и она априори не может находиться на одной железнодорожной станции для всех. А дополнительная перевалка с вагонов на грузовики для дальнейшего развоза "до двери клиента" убивает рентабельность такого бизнеса.
Команда под руководством Юрия Лопусова (которая, говорят, имеет поддержку на высшем российском уровне) смогла решить все эти проблемы.
- Для поезда Таллин-Москва с 2007 года идеология была добиться максимально интересной цены для клиента, и привлечь клиентов, которые ранее не пользовались железной дорогой, - рассказывает Юрий Лопусов. - Мы старались дать максимальный сервис при минимальной цене. Вице-президент РЖД Борис Лапидус говорил, что Российским железным дорогам нужен дружественный интерфейс, вот этому мы и стараемся соответствовать.
Теперь мы сосредоточились на точке доставки контейнеров. В Москве нарастает проблема обработки контейнеров, и мы разрабатываем проект строительства терминала на северо-западном направлении под наш существующий бизнес. При том, что таллинский бизнес у нас образцово-показательный, сегодня многие клиенты, имеющие значительные объемы, хотят диверсифицировать потоки в Россию, для чего был запущен поезд "Рижский экспресс". В 2010 году по этому поезду было подписано соглашение между РЖД и LDz.
Все не так быстро развивается, как хочется, но и в Эстонии мы 3 года шли к поезду 4 раза в неделю (хотим перейти на отправку 5 раз в неделю). Решение крупной компании-грузовладельца о диверсификации тоже созревает не менее полугода (нужно подготовить трансшипмент и тд). Ведем переговоры с литовскими, белорусскими коллегами, есть интерес у финских коллег по запуску поезда Финляндия-Москва. Мы активно работаем по дополнительным направлениям вглубь России - Тольятти, Екатеринбург, рассматриваем варианты по экспортной загрузке этих поездов.
- Мы должны формировать свою политику так, чтобы скорость доставки и цена были привлекательны для партнеров, - подчеркнул президент Казахстанских железных дорогАскар Мамин. - И мы создаем такой продукт: грузовой поезд Чуньцин-Дуйсбург преодолевает расстояние 11 тыс км за 15 суток, его средняя скорость составляет 726 км в сутки.
Казахстан вносит вклад в развитие сети 1520 - в этом году сдается новый пограничный стык на Китай. Эксперты отмечают, что западные и северные провинции, которые производят электронику для Европы, имеют емкость контейнерного потока в 1.5 млн TEU (ДФЭ, двадцатифутовый эквивалент). Даже если взять на железную дорогу 40%, получится два поезда в сутки. А из-за ограничений инфраструктуры Китая этот поток вряд ли будет тяготеть к портам, так что сухопутным перевозчикам надо быть готовыми его перенять.
Другой интересный коридор через Казахстан пролегает на Иран и Персидский залив. Свой участок 250 км Казахстан уже закончил, ждет ответного шага с иранской стороны. Аскар Мамин выразил надежду, что этот коридор заработает в 2012 году. Для балтийских логистических операторов это откроет пути "север-юг" через Черное море и Каспий. К этому маршруту тяготеют контейнерные экспрессы Латвийской железной дороги "Зубр" и Литовской - "Викинг".
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.