С 2013 г. Минтранс собирался брать с каждого грузовика массой свыше 12 т сбор за проезд по федеральным трассам (их протяженность — свыше 50 000 км). Такие поправки в Бюджетный кодекс и в закон о дорогах были приняты еще весной прошлого года, пишут Ведомости.
Конкретные ставки были предложены в проекте постановления правительства — 3,5 руб. за километр. Но до сих пор документ не утвержден. Предполагалось, что к 2013 г. на федеральных трассах появится электронная система взимания платы, которая будет работать на основе данных с бортовых устройств «Глонасс». Для ее внедрения Минтранс собирался найти концессионера, максимальные расходы бюджета на систему оценивались в 10 млрд руб., следовало из проекта распоряжения, размещенного на сайте министерства. 30% сборов пошло бы на их администрирование и обслуживание инфраструктуры, оценивал ранее гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Расчетов, сколько сборы принесут в федеральный дорожный фонд, ведомства не обнародовали.
Нужны не только деньги, но и время, следует из опубликованных на сайте Минтранса поправок. Только на согласование и заключение концессионного соглашения нужно от четырех месяцев до полугода, а после подписания контракта может уйти около двух лет на проектирование и внедрение системы, согласование проектной документации и подготовительные работы по подключению к электросетям и телекоммуникациям, предупреждает Минтранс. Так что запустить систему взимания платы можно не ранее ноября 2014 г., заключает ведомство. Проект поправок пока согласовывается внутри самого Минтранса, говорит его представитель. Позиция правительства вырабатывается, вероятность переноса высока, говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.
Дорожный фонд не пострадает, обещает Минтранс в пояснительной записке: верстая бюджет на 2013—2015 гг., Минфин и не предполагал, что соглашение по взиманию платы будет заключено в срок. Перенос сроков на конец 2014 г. заодно «позволит снизить социальное напряжение» из-за введения платы, заключает ведомство.
Поборы ведь все равно введут, негодует замначальника Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков: мера абсурдна, по сути, она сделает для перевозчиков платными все российские автомагистрали. Из-за этого они станут неконкурентоспособными, опасается Шаршаков: грузовик, осуществляющий международные перевозки, преодолевает около 100 000 км в год, это уже около 350 000 руб., а помимо этого нужно платить 40 000-50 000 руб. транспортного налога, топливные акцизы и утилизационный сбор. По расчетам Когогина, из-за введения платы с большегрузов себестоимость перевозок может вырасти на 10%. По оценкам Минтранса, доля транспортных издержек в цене товара и так достигает 15-20% стоимости против 7-8% в развитых странах.
В пересчете на единицу продукции, перевозимой такими большими грузовиками, бремя новых сборов не так уж велико, не согласен гендиректор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Введение сборов для большегрузов логично, считает Блинкин: ведь они главная причина износа дорог. По оценкам Росавтодора, ущерб дорожному полотну от одного грузовика тяжелее 12 т такой же, как от 20 000 легковых машин. К тому же без новых источников финансирования дорог не обойтись, заключает Блинкин.
В Германии сбор с грузовиков свыше 12 т взимается с 2005 г., оплате подлежит проезд по автобанам, а с августа 2012 г. — еще по 1100 км федеральных трасс, имеющих не менее четырех полос. Средний размер платы при внедрении схемы составлял 15 центов с километра (см. врез). По данным министерства транспорта Германии, поступления за 2010 г. составили 4,48 млрд евро, все эти средства идут на развитие транспортной инфраструктуры. При этом предусмотрены меры, смягчающие нагрузку на перевозчиков: это льготы по транспортному налогу, стимулирование покупки более экологичных грузовиков, компенсации по топливным сборам. Ежегодно эти меры обходятся бюджету в 600 млн евро.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.