РЖД подписало соглашение о покупке GEFCO

Опубликовано: 13.11.2012 23:03

Как вы­яс­нил «Ком­мерсантЪ», мо­нопо­лия хо­чет уве­личить вы­руч­ку GEF­CO в два ра­за за семь лет — во мно­гом за счет раз­ви­тия в Рос­сии. GEF­CO уже ра­бота­ет с ОАО «РЖД Ло­гис­ти­ка», обес­пе­чивая ему поч­ти по­лови­ну до­ходов, но в це­лом на рос­сий­ском рын­ке ло­гис­ти­чес­ких ус­луг у опе­ра­то­ра лишь 10%.

5 ок­тября пре­зидент ОАО РЖД Вла­димир Яку­нин под­пи­сал сог­ла­шение с гла­вой PSA Pe­ugeot Cit­ro­en Фи­лип­пом Ва­реном о по­куп­ке рос­сий­ской мо­нопо­ли­ей 75% ак­ций опе­рато­ра GEF­CO. Сум­ма сдел­ки, ко­торая бу­дет зак­ры­та до кон­ца го­да, как и пред­по­лага­лось, сос­та­вит €800 млн. Экс­клю­зив­ные пе­рего­воры сто­роны ве­ли с 20 сен­тября. 25% опе­рато­ра PSA ос­тавля­ет за со­бой, при этом на­кану­не про­дажи опе­ра­тор вып­ла­тит ди­ви­ден­ды в раз­ме­ре €100 млн.

Вы­руч­ка GEF­CO по ито­гам по­луго­дия сос­та­вила €1,88 млрд, EBIT­DA — €90 млн, при­быль до на­лого­об­ло­жения — €62,5 млн. Ис­точник «Ъ» в ОАО РЖД расс­ка­зал, что по ито­гам 2012 го­да вы­руч­ка опе­рато­ра прог­но­зиру­ет­ся на уров­не €3,66 млрд, EBIT­DA долж­на сос­та­вить €171 млн. «Эф­фект от сдел­ки на кон­со­лиди­рован­ные по­каза­тели ОАО РЖД в крат­косроч­ной перс­пек­ти­ве оце­нива­ет­ся в 10% на уров­не вы­руч­ки в 2-2,5% на уров­не EBIT­DA», — до­бавил ис­точник «Ъ». В це­лом эф­фект для ОАО РЖД и его до­чер­них ком­па­ний сос­та­вит до €900 млн в год в перс­пек­ти­ве пя­ти лет, го­во­рит со­бе­сед­ник «Ъ».

GEF­CO уже ра­бота­ет с до­чер­ней струк­ту­рой мо­нопо­лии — ОАО «РЖД Ло­гис­ти­ка». Эта ком­па­ния вы­иг­ра­ла в прош­лом го­ду тен­дер фран­цузс­ко­го опе­рато­ра на дос­тавку гру­зов в круп­но­тон­нажных кон­тей­не­рах для мел­ко­уз­ло­вой сбор­ки ав­то­моби­лей в Ка­лужс­кой об­ласти. Сог­ла­шение дей­ству­ет до 2015 го­да. В пос­тавках де­талей из фран­цузс­ко­го го­рода Ве­зуль за­дей­ство­вано ОАО «Транс­кон­тей­нер». На конт­ракт с GEF­CO при­ходи­лось 48,8% вы­руч­ки «РЖД Ло­гис­ти­ки» в 2011 го­ду, ко­торая сос­та­вила 1,79 млрд руб. Но в це­лом GEF­CO за­нима­ет на рос­сий­ском рын­ке ло­гис­ти­чес­ких ус­луг лишь 10% с вы­руч­кой $158 млн в 2011 го­ду. Для срав­не­ния: ли­дер рын­ка DHL вы­ру­чил в Рос­сии в 2011 го­ду око­ло $400 млн (дан­ные «РЖД Ло­гис­ти­ки»).

В ОАО РЖД прог­но­зиру­ют рост рын­ка ло­гис­ти­чес­ких ус­луг 3PL/4PL (комп­лек­сное обс­лу­жива­ние) в Рос­сии в семь раз за де­сять лет — с €2 млрд в 2012 го­ду до €15 млрд в 2022 го­ду. Ис­точник «Ъ» по­яс­ня­ет, что для GEF­CO Рос­сия ста­нет при­ори­тет­ным рын­ком. Ка­кую до­лю опе­ратор хо­чет здесь за­нять, со­бесед­ник «Ъ» не го­ворит, но от­ме­ча­ет, что в пер­вую оче­редь за счет раз­ви­тия в Рос­сии ОАО РЖД хо­чет уве­личить вы­руч­ку GEF­CO в пол­то­ра-два ра­за в бли­жай­шие пять-семь лет, что поз­во­лит оку­пить вло­жения мо­нопо­лии в по­куп­ку ак­ти­ва. «Од­на­ко это не зна­чит, что ОАО РЖД бу­дет раз­ви­вать опе­рато­ра толь­ко в Рос­сии. GEF­CO пред­по­лага­ет­ся как клю­чевой эле­мент меж­ду­народ­но­го транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ко­го хол­дин­га, ко­то­рый пла­ни­ру­ет соз­дать мо­но­по­лия», — по­яс­ня­ет со­бе­сед­ник «Ъ».

Ре­али­зация этих пла­нов во мно­гом бу­дет за­висеть от ре­шения пра­витель­ства о «Транс­кон­тей­не­ре», ко­торый так­же по­тен­ци­аль­но яв­ля­ет­ся клю­чевым эле­мен­том та­кого хол­динга. РЖД хо­чет сох­ра­нить 50% ак­ций опе­рато­ра за со­бой — че­рез вне­сение их в ус­тавный ка­питал Объ­еди­нен­ной транс­пор­тной ло­гис­ти­чес­кой ком­па­нии (ОТЛК), пе­рего­воры о соз­да­нии ко­торой ве­дут Рос­сия, Бе­лорус­сия и Ка­захс­тан. Но пер­вый ви­це-премь­ер Игорь Шу­валов не­дав­но за­явил, что при­ори­тет­ней при­вати­зация «Транс­кон­тей­не­ра», а соз­да­ние ОТЛК долж­но быть подк­реп­ле­но очень вес­ки­ми ар­гу­мен­та­ми. Гла­ва «In­fo­line-Ана­лити­ка» Ми­ха­ил Бур­мист­ров счи­та­ет, что для РЖД по­куп­ка GEF­CO име­ет не толь­ко эко­номи­чес­кий, но и по­лити­чес­кий смысл: «Мо­нопо­лия да­ет по­нять пра­витель­ству, что хо­чет быть стра­теги­чес­кой ло­гис­ти­чес­кой ком­па­ни­ей, а не прос­то вла­деть инф­рас­трук­ту­рой. По­куп­ка GEF­CO и не­об­хо­ди­мость оку­пить эту сдел­ку как раз мо­жет стать од­ним из вес­ких ар­гу­мен­тов мо­но­по­лии в поль­зу соз­да­ния ОТЛК».

Аналитик независимой исследовательской компании Alphavalue Ганс-Питер Воднек считает, что ОАО РЖД не сможет нарастить выручку GEFCO в полтора-два раза за пять лет. «Возможно, компании удастся увеличить в разы операционную прибыль, но опять же вряд ли для этого есть уже сейчас очевидные предпосылки, иначе PSA продала бы оператора дороже», — добавил эксперт.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация