Верховная Рада Украины утвердила в целом измененный Таможенный кодекс (ТК). Окончательной версии документа с учетом всех поправок пока нет, но и без этого основные изменения в кодекс уже известны. Экспедиторам и транспортникам удалось пролоббировать в ВР большую часть своих пожеланий к таможне, пишет газета "Экономически известия".
Действующая редакция ТК принята еще в 2002 г. С тех пор Украина вступила в ВТО и присоединилась к ряду международных конвенций, в частности, "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур", "О договоре международных дорожных перевозок грузов", "О согласовании условий проведения контроля грузов на границах".
Поэтому работа над усовершенствованием ТК началась 16 июля 2008 г. Тогда таможня сочла торги неуместными, и работа над законопроектом была заморожена до августа 2010 г., когда была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Сергея Тигипко. В ее состав вошли таможенники, представители экспедиторов, таможенных терминалов, брокеров и АсМАП, Основной задачей была наработка общей позиции органов власти и представителей бизнес-среды по внесению изменений в ТК.
Параллельно к работе был подключен профильный комитет парламента, где в декабре 2010 г. на рабочем совещании было принято решение о создании рабочих групп в зависимости от разделов ТК. Именно вышеуказанная версия кодекса стала базой для наработки нового законопроекта, который был зарегистрирован 18 февраля 2011 г. в ВР под №8130.
Этим торги не ограничились. Бизнесмены и таможенники расходились во многих основных позициях. Стороны до сих пор не спешат комментировать ход переговоров. Тем не менее компромисс был найден, и 4 мая 2011 г. в Раде была зарегистрирована версия проекта - №8130-1. Затем по решению главы комитета ВР Виталия Хомутынника оба законопроекта были объединены и зарегистрированы 12 мая под №8130-д. Именно этот документ был принят 17 мая в первом чтении, а 3 ноября в целом.
Бизнесмены смогли выторговать у таможенников все основные требования. Среди них: безосновательные задержания транспортных средств в делах о нарушениях таможенных правил; неопределенность в установлении сроков доставки товаров в таможню назначения, исключение субъективного фактора; забюрократизированность процедуры замены ТС и водителя, перемещающего товары под таможенным контролем; повторный отбор проб и образцов экспортных товаров в пунктах пропуска на границах.
Установлена новая норма длительности таможенного оформления - четыре часа с момента предъявления таможенному органу товаров и транспортных средств назначения, вместо действующего норматива в одни сутки. В новом ТК появится ст. 95 "Отказ в таможенном оформлении и обязанности таможенного органа по разъяснению требований, выполнение которых обеспечивает возможность таможенного оформления". В соответствии с ним, в случае невозможности осуществления таможенного оформления товаров и коммерческих ТС таможенные органы обязаны выдать отказ в таможенном оформлении. Отказ является письменным мотивированным решением, в котором должны быть указаны причины отказа и приведены исчерпывающие разъяснения требований, выполнение которых обеспечит возможность таможенного оформления товаров и ТС.
Значительно расширен перечень прав перевозчиков в ст. 116 "Права и обязанности перевозчиков". В частности, они будут иметь право не принимать для перевозки между таможенными органами товары в случае оформления таможенных и/или транспортных документов с нарушением порядка, установленного законодательством Украины; заменять моторное ТС предварительно и уполномоченного за доставку водителя, уведомив таможенный орган; с согласия таможни назначения выгружать товары, которые пребывают под таможенным контролем и трое суток не будут заявлены ответственным за это лицом в любой таможенный режим; получать разъяснения причин отказа в таможенном оформлении или пропуске товаров, коммерческих ТС через таможенную границу Украины и перечень действий, необходимых для их устранения.
В ст. 117 "Мероприятия, которые производятся в случае аварии или действия непреодолимой силы во время перевозки товаров" исключена норма, обязывающая перевозчика доставлять официальных лиц таможенных органов к месту аварии или ДТП. В ст. 164 (п.п. 7 п. 5) "Товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые охраняются таможенными органами" задействована норма о возможности перевозчика передать на таможенный склад доставленный и не задекларированный в течение трех суток товар. Ст. 243 "Перемещение товаров и транспортных средств коммерческого назначения в режиме транзита" п. 3 дает возможность перевозчику с предварительным уведомлением таможни назначения менять моторное ТС, если это не приведет к перегрузке товара.
В разделе 18 "Нарушение таможенных правил и ответственность за них", в п. 3 ст. 481 "Виды административных взысканий за нарушение таможенных правил" и ст. 485 "Конфискация" четко оговорена возможность конфискации ТС только в случае его оборудования тайниками. Изымать ТС без тайника можно лишь в случае его использования для перевозки непосредственно предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу мимо места расположения таможенных органов.
Из ст. 503 "Действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины" изъята норма о привлечении к ответственности за предоставление документов, содержащих неправдивые данные. Также в ТК включена норма об участии владельцев ТС в рассмотрении дел о нарушении таможенных правил и защите своих интересов.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.