Контейнерным перевозкам грозит стагнация

Опубликовано: 19.06.2012 21:36

Динамика перевалки контейнеров украинскими терминалами не вселяет оптимизма: по прогнозам экспертов, итогом 2012 г. станет стагнация или даже новый спад грузопотоков. Напомним, последний раз объемы контейнерной перевалки резко сократились в 2009 г., потеряв почти 60% к предыдущему году. С тех пор контейнеры взяли курс на восстановление, прибавив в 2010-2011 гг. около 200 тыс. TEU. Однако уже по результатам пяти месяцев текущего года можно сказать, что темпы роста не только не сохранились, но и сменились на прямо противоположный тренд.

Рынок тянут вниз терминалы Ильичевска. Так, в течение января-мая этого года в порту было обработано только 96 875 TEU, что на 19% меньше, чем за тот же период минувшего года (119 635 TEU). Основные потери коснулись Ильичевского морского рыбного порта, который с апреля практически прекратил работать с контейнерными грузопотоками. В мае терминал Ильичевского МРП перевалил всего 164 TEU, в то время как даже во время традиционно низкого сезона в январе-марте принималось в среднем 3 тыс. TEU ежемесячно.

По данным директора контейнерного терминала ТИС Андрея Кузьменко, содержащимся в презентации для конференции «Интертранспорт-2012», причиной такой ситуации в Ильичевске стало прекращение судозаходов нескольких контейнерных линий — фидерных сервисов ZIM и Maersk.

Интересно, что именно сервисы этих линий год назад упоминались в контексте скандала вокруг увольнения начальника Ильичевского морского торгового порта Константина Лавриненко. Напомним, Министерство инфраструктуры обвинило экс-руководителя в переводе контейнерных линий ZIM и Maersk из государственного Ильичевского МТП в частный рыбный порт (последний связывают с Игорем Коломойским, чьей креатурой на должности начальника госпорта считался господин Лавриненко). Переход компании ZIM, по оценке экспертов рынка, привел к потере государственным портом около 20 тыс. TEU в 2011 г. Теперь же этих грузопотоков по иронии судьбы лишился и рыбный порт: Maersk перевела свой грузопоток на два прямых сервиса — азиатский с заходом на терминалы «Бруклин-Киев-Порт» (БКП) и ИМТП, а также терминал ТИС. ZIM же поменяла свой фидерный сервис из ИМРП на прямой сервис на Одессу.

На общую картину этого года пока положительно влияют показатели портов Одессы и Южного. По итогам пяти месяцев одесские контейнерные терминалы (компаний «ПГК-Украина» и «Бруклин-Киев-Порт») прибавили 2644 TEU. А за счет того, что контейнерный терминал ТИС начал работать лишь в конце 2011 г., абсолютный рост на уровне 4188 TEU (итог ТИС за пять месяцев) имеет и порт Южный. Но увеличение перевалки на 1,5% в Одессе и появление грузопотока в Южном не компенсируют потерь Ильичевска, и в целом по отрасли имеем минус на уровне почти 16 тыс. TEU, или на 5,5% меньше, чем за тот же период 2011 г.

По данным директора информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Константина Ильницкого, в последние пару лет наметилась тенденция к сокращению количества контейнерных линий, включающих в свои цепочки доставки украинские порты.

«Из 29 линий, заходивших в порты Украины в 2010 г., сегодня осталось 25. Ушли с украинского рынка HJS, MISCMTS»,— отмечает эксперт. Андрей Кузьменко из ТИС не исключает, что в 2012 г. эта тенденция отразится и на грузопотоках. «Одесса исторически сохраняет первое место, но рост в 2012 г. маловероятен. Ильичевск падает с октября 2010 г. Объем перевалки в прочих портах вырастет»,— прогнозирует он в своем докладе.

При этом эксперт делится наблюдением: в 2011-2012 гг. впервые в истории национальной контейнеризации произошло сокращение объемов перевалки вне условий мирового кризиса. «Это означает, что с 2010 г. экономический кризис стал локальным явлением»,— считает представитель отрасли.

Основными причинами утраты контейнерных грузопотоков участники рынка считают полную непредсказуемость в работе таможни и ее тарифах, негативную экономическую ситуацию и неблагоприятный инвестиционный климат в стране в целом, а также отмечают пагубное влияние на отрасль налоговой реформы.

Кроме того, Украина по-прежнему остается одним из самых дорогих государств мира по стоимости обслуживания в портах, по крайней мере для контейнерных операторов. Так, по данным MaerskLine, которые приводятся в презентации ТИСа, стоимость обслуживания судна класса пост-панамакс на 6500 TEU в Украине превышает $90 тыс., в то время как, к примеру, в портах таких стран черноморского региона, как Румыния и Турция, эти затраты находятся на уровне около $50 тыс, в Италии — чуть больше $30 тыс, в Египте и Турции — $20 тыс.

Источник: "Экономические Известия"

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация