Разрываясь между Востоком и Западом
Чтобы использовать свой большой потенциал, Украине придется принять серьезное решение.
После крушения коммунизма и обретения независимости в 1991 году, Оранжевая революция 2004 года стала выдающимся событием в истории молодой Украины. Но в скором времени надежды и обещания победителей были разрушены: они разбежались в разные стороны и в политической жизни воцарился хаос, что в итоге позволило Виктору Януковичу посмеяться последним, став новым Президентом Украины.
Политика приспособленчества
Куда двигаться - на Восток, к России, или на Запад, в Евросоюз (что и было целью Оранжевой революции)? Согласно авторитетному опросу Центра Разумкова, в октябре 2011 года 44% населения Украины выступали за присоединение к ЕС и лишь 30 % высказываются против. Но в разных регионах наблюдаются значительные отличия: в Центре и на Западе 53% и 77% соответственно за Евросоюз, на Востоке и Юге таких только 24%. То есть, там наблюдается значительная ориентация на Восток, а также стремление к таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Из-за судебного процесса против оппозиционного политика и бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко вариант с ЕС отодвигается назад. Уже оговоренное Соглашение об ассоциации не было подписано на последнем саммите ЕС-Украина в декабре 2011.
Но и отношения с Россией не безоблачны: недоверие последней вызывает постоянное заигрывание Украины с Западом и НАТО. Непонимание возникает и из-за политики Украины относительно СНГ: являясь участником договора о свободной зоне торговли СНГ (октябрь 2011), Украина никогда не подписывала хартию СНГ.
Кризис нанес серьезный удар
Экономика Украины долгое время оказывала сопротивление политическим прихотям и в течение многих лет демонстрировала прирост в среднем на 7%. Но когда наступил кризис, его пережила только теневая экономика, составляющая 40-50% экономики страны. Индекс восприятия коррупции определяется организацией Transparency International : Украина среди 183 стран заняла в 2011 году 152 место, то есть в сравнении с прошлым годом наблюдается ухудшение на 18 позиций.
Снижается общая покупательная способность
Реальная прибыль частных домохозяйств в кризисный 2009 год сократилась на 7%, вместе с тем в период между 2008 и 2010 годом национальная валюта в сравнении с американским долларом обесценилась почти на 60%, что привело к увеличению внутренних цен и падению покупательной способности.
Согласно официальным данным Статистического бюро, в первой половине 2011 года средний доход на душу населения составил 220 евро, средняя заработная плата - 232 евро, минимальная - 85 евро (до конца 2012 года ожидается 115 евро). При этом 55% бюджета частных домохозяйств расходуется на продукты.
Недостаточно средств на замороженные продукты
Большое количество замороженных продуктов, в частности сырье для их производства, поставляются из–за рубежа, что делает их дорогими вследствие нестабильности национальной валюты. Как и в России и других регионах Восточной Европы, наблюдается ярко выраженный спрос на пельмени и вареники с овощами или мясом. Но замороженные продукты пока что не являются постоянной составляющей рациона украинцев. Исключение – только мороженное, объемы продаж которого в Украине достигают 100 000 тонн в год.
Отрасль формируется
Логистика в данной сфере требует значительных улучшений, особенно это касается транспортной логистики и качественных морозильников. Развитием соответствующей инфраструктуры занимается основанная в 2010 году Ассоциация "Холодная Логистика Украины" (www.ucca.org.ua), член международного Глобального Альянса Холодной Логистики(GCCA).
Изначально замороженные продукты импортировались: по большей части из Польши (например, "Хортекс") и России, а также из Франции и Бельгии. Сейчас национальные производители занимают 40% рынка. Самыми значительными из них являются: ТМ "Левада" (Одесса), Группа "Три медведя" (Киев, замороженные продукты и мороженное, www.3bears.com.ua), ПАО "Геркулес" (замороженные продукты и мороженное, www.hercules.ua), ООО "Донецкий комбинат замороженных продуктов" (Донецк, www.tsundon.dn.ua), ЧП "Дрыгало" (Киев, в 2010 году лидер рынка с долей 13 %, www.drygalo.com.ua), "Ласка" (Кировоград), ОАО "Львовский хладокомбинат" (Львов, замороженные продукты и мороженное, www.limo.ua). С 2009 года французская группа "Бондюель" занимается замороженными овощами в Украине. Лидер рынка мороженного - ПАО "Житомирский маслозавод", марка "Рудь" (Житомир, www.rud.ua). Импортеры замороженных продуктов - различные торговые фирмы, среди которых: "Ян&Йенсен Групп" (www.jahn.com.ua) и фирма "Аскания Фроузен Фудс" (www.ascania-ff.com.ua), эксклюзивно представляющая производителя замороженных продуктов "Доктор Эткер" и "Хортекс".
Большой потенциал в сфере розничной торговли продуктами питания
Несмотря на то, что Украина является бедной страной Восточной Европы, потребительские расходы почти 45-ти миллионного населения страны составляют 117 миллиардов долларов США, то есть почти 2700 долларов на человека. С этой точки зрения розничная торговля приобретает важное экономическое значение. Согласно исследованиям Общества потребителей, 80% населения в городах численностью более 50 000 человек совершают покупки преимущественно в гипермаркетах, супермаркетах и продуктовых магазинах. От УЕФА ЕВРО-2012 ожидают также увеличения прибыли в сфере быстрого питания.
Незначительная концентрация в сфере торговли продуктами питания
Картина современной торговли все еще не сформировалась. Так, на 5 основных розничных торговцев приходится лишь 15 % рынка. Вместе с национальными предприятиями, такими как "Ритейл Групп" (гипер- и супермаркеты) и "Амстор" (гипермаркеты), на рынке представлен и "Реве" магазинами "Билла". На рынок выходит и российская ритейл группа Х5. Самым сильным иностранным игроком является "Метро Кеш энд Керри", который представлен гипермаркетами и развивает сейчас сегмент мини-маркетов (10 магазинов франшизы с 500 наименованиями, из них 150 собственной марки).
Обзор экономических показателей Украины | ||||||
Индикатор | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2012 | |
Реальный ВВП (% к прошлому году) | -14,5 | 4,2 | 4,7 | 4,8 | 4,5 | |
В сравнении | Мир | 0,7 | 5,1 | 4,0 | 4,0 | 4,5 |
Евросоюз 27 | -4,2 | 1,8 | 1,7 | 1,4 | 1,9 | |
СНГ | 6,4 | 4,6 | 4,6 | 4,4 | 4,4 | |
ВВП на душу ($США) | 2,550 | 3,012 | 3,575 | 4,080 | 4,480 | |
Частное потребление (% к прошлому году) | 7,0 | 0,5 | 2,5 | - | - | |
Инфляция ((% к прошлому году,) | 15,9 | 9,4 | 9,1 | 7,5 | 5,8 | |
Уровень безработицы (%,официально) | 8,8 | 8,1 | 7,8 | 7,4 | 7,2 | |
Гос. задолженность (% ВВП) | 31,9 | 38,0 | 37,6 | 38,9 | 38,7 | |
Источник: Институт экономических исследований, статистика Украины, Мировой банк, 2011, предварительно, прогнозы |
Расходы розничной торговли | |||
2009 | 2010 | 2011 | |
Потребительские расходы на человека ($ США) | 1,904 | 2,195 | 2,565 |
Расходы розничной торговли (млрд. $ США) | 57,7 | 65,4 | 75,1 |
Расходы розничной торговли продуктами питания (млрд. $ США) | 34,8 | 39,1 | 44,4 |
Расходы розничной торговли продуктами питания на человека ($ США) | 758 | 854 | 974 |
Источник: Планета Ритейл |
Предприятие | Формат/баннер | Кол-во магазинов | Оборот (млрд. $ США) |
Фоззи Групп (Киев) |
Гипермаркеты, Фоззи гипермаркеты/C&C/Сильпо дисконт/Фора, Буми | 400 | 2,2 |
АТВ-Маркет (Днепропетровск) | Супермаркеты/В-Маркет | 530 (План 2012: 600) |
2,1 |
Метро Групп (Киев) |
C&C/Метро Кэш энд Керри гипермаркеты/Реал | 32 (31 C&C, 1 Реал) |
1,0 |
Фуршет (Киев) |
Супермаркеты/фуршет | 120 | 0,8 |
Ашан | Гипермаркеты/Ашан | 8 | 0,7 |
Структура потребления продуктов среднестатистическим домашним хозяйством из 2,59 человек (2010; общая сумма 2,092 $ США):
22%: мясо и мясные изделия
15%: хлеб и хлебобулочные изделия
12%: молочные продукты и яйца
9%: овощи
9%: подсолнечное масло
9%: кондитерские изделия
7%: рыба и рыбные изделия
6%: фрукты
5%: неалкогольные напитки
4%: еда вне дома
2%: прочее
Графики:
№1 ВВП на душу населения к паритету покупательской способности (2011; Евро). Источник: Институт экономических исследований, Райффайзен Ресерч
№2 Динамика оборота розничной торговли (%), Государственный статистический комитет Украины
АВТОР: Юрген Кнайдинг для "-18"
Скачать оригинал публикации на немецком языке
Источник: ucca.org.ua
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.