В 2009 г. объемы железнодорожных перевозок и перевалки грузов в портах сократились практически по всем номенклатурным позициям. В этом нет ничего удивительного, учитывая кризисную ситуацию. Но в массовых грузах слишком уж выделяется одна позиция - транзитные железнодорожные перевозки руды сократились на 43%. В этом году ситуация значительно улучшилась, наблюдается значительный рост транзита практически по всем позициям, но по руде продолжается спад на уровне 30%.
Транзитные перевозки грузов железными дорогами Украины за январь-декабрь 2009 г.
Наименование груза | 2009 г | 2008 г | Объемы перевозок | |
Всего т |
Всего т |
% к 2008 г |
"+»,»-» к 2008 г, т |
|
По видам грузов |
45450626 |
69788756 |
65,1 |
-24338130 |
Каменный уголь |
10844208 |
16321604 |
66,4 |
-5477396 |
Нефть и нефтепродукты |
11846616 |
11655366 |
101,6 |
191250 |
Руда железная и марганцевая |
7637686 |
13451283 |
56,8 |
-5813597 |
Цветные металлы и сера |
157967 |
359117 |
44,0 |
-201150 |
Черные металлы |
4212217 |
7013983 |
60,1 |
-2801766 |
Цветные металлы и изделия из них |
21238 |
94825 |
22,4 |
-73587 |
Лес |
108887 |
297681 |
36,6 |
-188794 |
Химические и минеральные удобрения |
5044866 |
6829835 |
73,9 |
-1784969 |
Химикаты |
2058027 |
3891668 |
52,9 |
-1833641 |
Автомобили |
27330 |
103696 |
26,4 |
-76366 |
Машины и оборудование |
61511 |
147627 |
41,7 |
-86116 |
Зерно и продукты помола |
772086 |
2760592 |
28,0 |
-1988506 |
Кокс |
14439 |
695145 |
2,1 |
-680706 |
Лом черных металлов |
91384 |
730842 |
12,5 |
-639458 |
Минстройматериалы |
446696 |
1223840 |
36,5 |
-777144 |
Цемент |
7364 |
878315 |
0,8 |
-870951 |
Cоль |
195814 |
142547 |
137,4 |
53267 |
Другие грузы |
1902290 |
3190790 |
59,6 |
-1288500 |
Причем для таких потерь, даже в прошлом кризисном году, объективных причин не было. Это наглядно показывает ситуация в Новороссийском МТП. В 2009 г. НМТП, увеличил объемы перевалки руды в 13,5 раз с 197,8 тыс. т до 2662,6 тыс. т. Здесь стоит отметить, что в последние годы Новороссийский порт работает на пределе своих мощностей. Руда никогда не была серьезной составляющей в его грузопереработке (менее 1%). К тому же, это груз «некомфортный» с точки зрения экологии, особенно в летние месяцы в условиях курортного Краснодарского края. Тем не менее, российские экспортеры предпочли Новороссийск традиционным маршрутам транзита этого сырья через украинские порты.
Конечно, можно сослаться на то, что в 2009 г. «Укразлизныця» повысила тарифы на транзит на 55% в долларах США и в два раза в гривневом эквиваленте. Но главной причиной, опрошенные нами представители ряда транспортно-экспедиторских компаний, называют монопольное положение ЗАО «Интертранс». Причем с начала 2009 г. «Укрзализныця» установила спецусловия для транзита руды, которые якобы должны были привлечь этот грузопоток.
Эти условия предусматривают, что если один экспедитор обеспечивает месячный объем перевозок не менее 400 тыс. т, то получает скидку к тарифу в среднем на уровне около 50%. Так, например, обычный тариф за перевозку со станции Тополи (Харьковская обл.) в порт «Южный» составляет $25 за 1 т, то специальная ставка составляет $13 за 1 т, Тополи - Ужгород $31 за 1 т и $18,9 за 1 т, Казачья Лопань - Керчь $23,2 за 1 т и $11,5 за 1 т и т.д.
Но обеспечить такой месячный объем транзита и получить скидку, в условиях 2009 г, в силу ряда причин, имел возможность только один крупнейший украинский экспедитор - ЗАО «Интертранс» (это предприятие связывают с нардепоп от БЮТ Николаем Ковзелем, курировавшему «Укрзализныцю» в 2008-09 гг. – tbu.com.ua). Несмотря на желание российских экспортеров минимизировать риски и работать с несколькими экспедиторами, в отношении потенциальных конкурентов «Интертранса» монополия применяла админресурс, вплоть до лишения кода. Понятно, что в таких условиях работать с этим грузом было рискованно и бессмысленно. Причем, по информации опрошенных участников рынка, «Интертранс» не всегда обеспечивал 400 тыс. т в месяц, но со ссылкой «на кризис» имел преференции и при меньших объемах.
В Украине уже новое правительство, новый министр транспорта звявляет о необходимости создания для транзита комфортных условий, но «Укрзализныця» продлила действие этих спецусловий до 31 декабря 2010 г. Это еще можно было бы объяснить, если бы Н.Ковзель вошел в парламентскую коалицию. Но шансы в нее войти для него можно рассматривать лишь как теоретические. Тем не менее, его ЗАО «Интертранс» продолжает иметь режим благоприятствования от «Укрзализныци» в ущерб другим участникам рынка и экономики Украины в целом.
Анна Середенко
Источник: www.tbu.com.ua
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.