Инициатором законодательного изменения выступило правительство республики в порядке реализации государственной программы экономических реформ, рассчитанной до 2014 г.
«Действующая система регулирования естественных монополий в Украине в значительной мере базируется на принципах регулирования, применявшихся в плановой экономике, и не в полной мере отвечает принципам регулирования, используемым в условиях рыночной экономики», — указано в преамбуле документа, подготовленного Кабмином. Основным недостатком существующей методологии тарифообразования правительство считает затратный принцип, стимулирующий компании — субъекты естественных монополий наращивать расходную часть бюджетов. «Поскольку при пересмотре тарифов на услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, за базу принимаются затраты предыдущего периода, сохраняются все неэффективные затраты, включенные во время предыдущих пересмотров, и с каждым пересмотром тарифов их часть в суммарных затратах возрастает», — констатировал Кабмин.
В то же время, тарифные методики не ориентированы на покрытие экономических затрат на деятельность, подпадающую под госрегулирование — в частности, в них не предусматривается начисление прибыли (норма прибыли) на инвестированный капитал. «Поскольку для регулируемых компаний в Украине не устанавливается норма прибыли, а ее размер определяется достаточно произвольно, потенциальному инвестору трудно оценить инвестиционную привлекательность компании и, как следствие, на сегодня наблюдается незначительный объем частных инвестиций в отраслях естественных монополий Украины», — указано в принятом законопроекте.
Согласно обновленному положению, стимулирующие механизмы тарифного регулирования будут охватывать: в железнодорожной сфере — плату за пользование железнодорожными путями, вокзалами и иными объектами инфраструктуры, а также за пользование услугами диспетчерских служб; в портовой сфере — плату за специализированные услуги портов и терминалов. По оценке правительства, нововведение создает условия для существенного улучшения финансового состояния субъектов тарифного регулирования, повышения их инвестиционной привлекательности и снижения неэффективных затрат.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.