Известно, что перевозка скоропортящихся продуктов питания и медикаментов должна выполняться с соблюдением соответствующего температурного режима. Европейские нормы требуют применения в этом случае терморегистраторов для подтверждения соблюдения условий перевозки. К сожалению в Украине до сих пор отсутствует нормативное регулирование процедур контроля температурного режима. Действительно, некоторые компании практику ют у себя приемку продукции с контролем температуры в момент прибытия. Однако, зачастую подобный контроль выполняется не соответствующими назначению средства ми, а главное, вне поля зрения остается весь период транспортировки. В этом случае недобросовестный перевозчик может из соображений экономии отключать холодильное оборудование и включать его лишь на подъезде к месту раз грузки. Кроме того, значительная часть парка украинских перевозчиков оснащена изотермическими фургонами, не имеющими сертификат соответствия требованиям между народной Конвенции АТР, т.е. фактически, не имеющими подтверждения их термоизолирующих свойств. Тем самым создаются предпосылки для потери качества продукции во время транспортировки и, более того, нанесения вреда здоровью потребителей.
Существующие системы регистрации температуры во время перевозки автомобильным транспортом можно разделить на следующие виды:
Приведенные виды систем регистрации обладают следующими особенностями:
При использовании терморегистраторов, со стороны контролирующих органов нет необходимости физически контролировать транспортное средство во время поездки (останавливать, инспектировать), более того, нет необходимости контролировать перевозчика. Контролю под лежит грузополучатель, который должен хранить предоставленный ему температурный чек вместе с приходными документами на товар. Чек терморегистратора содержит полную идентификацию предприятия-перевозчика, номер транспортного средства, дату и хронометраж поездки вместе с показаниями датчиков температуры с заданной частотой измерения. Тем самым, обеспечивается требование прослеживаемости скоропортящейся продукции в цепочке поставок, а в сочетании с товаротранспортными накладными – идентификация партий товара и соответствующих условий доставки.
Таким образом, грузополучатель, в свою очередь, будет вынужден контролировать температурные чеки от пере возчика из-за угрозы возможных проверок санитарной инспекцией истории поставок. Кроме того, грузополучатель заинтересован в подобном входном контроле продукции для обеспечения ее качества и сохранности.
В применении подобных средств контроля заинтересованы также добросовестные перевозчики, т.к. тем самым обеспечиваются равные конкурентные условия на рынке, тогда как в настоящее время недобросовестный перевозчик в отсутствие контроля имеет преимущество перед добросовестным (например, экономия топлива за счет отключения холодильной установки или отопителя).
В применении подобных средств контроля заинтересованы также и поставщики, т.к. в значительной части их продукция поступает в торговую сеть на реализацию, а не вы купается сразу, поэтому чем дольше сохраняется качество продукции и ее товарный вид, тем меньше ее будет списано реализатором.
Таким образом, мотив к использованию терморегистраторов существует у всех участников цепочки поставок, т.к. позволяет разграничить зоны ответственности каждого из них. При этом упрощается контроль со стороны санитарной службы и не создаются условия для злоупотреблений, как если бы при контроле транспорта во время движения.
Краткий анализ нормативной документации относительно условий перевозки скоропортящейся продукции
1. Приказ МОЗ от 14.05.2004 № 239 «Про затвердження Державних санітарних норм та правил «Транспортування продовольчої продукції».
Данный документ охватывает перевозки железнодорожным, авиа и водным транспортом (1.1. Державні санітарні норми та правила «Транспортування продовольчої продукції» (далі Правила) встановлюють гігієнічні вимоги і норми до повітряного, водного і залізничного транспорту, що забезпечують перевезення продовольчої продукції...) и не регулирует перевозки автомобильным транспортом.
Данный документ в части условий перевозки отсылает (п.2.9) к «Правилам перевезень швидкопсувних вантажів (наказ Міністерства транспорту України від 09.12.2002 № 873, зареєстрований в Міністерстві юстиції України 29.12.2002 за №1031/7319)». В свою очередь, указанный документ Минтранса описывает только условия железнодорожных перевозок.
В то же время Минтрансом был разработан проект «Правила перевезення швидкопсувних вантажів автомобільними транспортними засобами», который до сих пор не принят. Положительным фактором разработки данного проекта является то, что он содержит те или иные упоминания необходимости контроля температуры и задает температурные режимы перевозки для раз личных категорий продукции. Кроме того, он требует, чтобы продукция перед погрузкой в транспортное средство была охлаждена до заданной температуры. Также он содержит следующие положения:
15.3. Перевізник несе відповідальність за ... втрату якості або порушення сортності вантажу, якщо це сталося внаслідок порушення температурних умов у процесі перевезення, несправності холодильного (опалювального) обладнання транспортного засобу;
(Однако, зачастую, оценить потерю качества продукции в момент доставки не представляется возможным, поэтому необходима регистрация истории температурного режима во время перевозки)
-Водій (експедитор) повинен мати відповідні документи: 14.5. Лист контрольних перевірок температури в кузові транспортного засобу (льодовника, рефрижератора, опалюваного) (додаток 7) вантажовідправник видає водієві (експедитору) у разі перевезення охолоджених, заморожених і швидкозаморожених (глибокозаморожених) швидкопсувних вантажів у внутрішньому сполученні транспортними засобами льодовниками, транспортними засобами рефрижераторами та опалюваними транспортними засобами.
У разі перевезення швидкопсувних вантажів в одному транспортному засобі декільком вантажоодержувачам вантажовідправник зобов’язаний виписувати листи контрольних перевірок температури в кузові транспортного засобу (льодовника, рефрижератора, опалювального)на кожного вантажоодержувача, які повертають їх після перевезення перевізнику разом з дорожнім листом.
Вимірювання температури швидкопсувних харчових продуктів перед навантаженням здійснюють вантажовідправники (уповноважені ними особи), а після вивантаження вантажоодержувачі (уповноваженіними особи) з дотриманням вимог пунктів 6.106.13 цих Правил.
(Таким образом, содержится упоминание о документировании и контроле температуры, однако не описана процедура, периодичность, средства контроля...П.п.6.106.13 описывают порядок контроля температурного режима во время перевозки контролирующими органами, однако ничего не говорится о контроле данных параметров грузополучателем).
Раздел 5 содержит требования к транспортному средству и порядку контроля температуры, однако эти требования являются обязательными в международных перевозках согласно Конвенции АТР. Проект документа предлагал применение этих требований во внутренних перевозках в добровольном порядке.
2. Действующий Приказ Минтранс №363 от 141097 «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине» содержит следующие положения:
29.4. Швидкопсувні вантажі перевозяться спеціалізованим рухомим складом (авторефрижераторами) з додержанням температурного режиму, який указано в графах 4 і 5 додатка 18.
29.6. Для перевезення подаються швидкопсувні вантажі, які мають температуру не вище зазначеної у графі 3 додатка 18. У разі підвищення цієї температури свіжі овочі та фрукти допускаються для перевезення за умови забезпечення вантажовідправником завантаження автомобілів з 22ї до 8ї години.
29.7. Залежно від властивості і термічної обробки вантажу, який перевозиться, водій зобов’язаний влітку провести попереднє (до вантаження) охолодження, зимою обігрівання кузова автомобіля-рефрижератора до температури, зазначеної в графі 4 додатка 18, а при перевезенні заморожених вантажів улітку охолодження кузова до 0 град. C і швидкозаморожених (овочі, ягоди тощо) до мінус 10 град. C.
Температура в кузові автомобіля-рефрижератора перезавантаженням швидкопсувних вантажів відмічається вантажовідправником у товарно-транспортній накладній і в листі контрольної перевірки температури (додаток 19).
29.8. Вантажовідправник зобов’язаний передати водіюразом з товарно-транспортною накладною на перевезення швидкопсувних вантажів посвідчення про якістабо сертифікат. Відомості про ці документи обов’язково зазначаються в товарно-транспортній накладній.
У посвідченні про якість, у сертифікаті або іншому аналогічному документі повинні міститись відомості про температуру вантажу перед вантаженням, допустимий термін його доставки, якісний стан вантажу та упаковки.
29.12. Вантажовідправник також несе відповідальність за зниження якості попередньо неохолодженого вантажу до температури, зазначеної у графі 3 додатка 18, за умови виконання Перевізником вимог п.29.13 цих Правил.
29.14. Вантажовідправник несе відповідальність за правильність укладання і кріплення вантажів у кузові автомобіля. Укладка вантажів у кузові повинна забезпечити належну циркуляцію повітря й ефективне використання холоду.
29.16. Допускається сумісне перевезення в одному автомобілі різних видів швидкопсувних вантажів, що входять в одну групу або підгрупу (додаток 21), з однаковим температурним режимом на протязі терміну доставки, який установлений для перевезення найменш стійкого вантажу.
Забороняється сумісне перевезення продуктів харчування з іншими вантажами, які можуть бути причиною їх псування (м’ясо з рибою; масло і молоко з сиром, цибулею і часником; швидкопсувний вантаж з вантажами пиловидними або з такими, які виділяють вологу або мають специфічний запах тощо).
Не допускається також перевезення заморожених вантажів разом з охолодженими або остиглими, а також остиглого м’яса з охолодженим.
29.23. Водій автомобіля-рефрижератора зобов’язаний:
Таким образом, Приказ МОЗ от 14.05.2004 № 239 «Про затвердження Державних санітарних норм та правил «Транспортування продовольчої продукції» отсылает к несоответствующему ему приказу Минтранса.
Действующий Приказ Минтранс №363 от 141097 «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине» фактически не выполняется в части контроля температурного режима и обеспечения заданных в нем температурных режимов перевозки соответствующих видов продукции. Кроме того, хотя приказ содержит требования контроля температуры в пути и записи ее значений в контрольный лист, фактически водитель не имеет возможности доступа в кузов опломбированного автомобиля, отсутствует требование об оснащении автомобиля средствами контроля температуры, а кроме того, водитель может вписывать в контрольный лист любое значение температуры в отсутствие средств автоматического контроля и хранения информации с возможностью ее предъявления для контроля.
3. Международная Конвенция АТР, к которой присоединилась Украина в части международных перевозок, требует оснащения транспортного средства, используемого для перевозки скоропортящейся продукции, средствами регистрации температуры. Большинство Европейских стран имплементировали данные требования в свое национальное законодательство.
4. Проект приказа МОЗ «Про затвердження Правил транспортування лікарських засобів та Порядку здійснення контролю якості лікарських засобів під час їх транспортування» от 03.04.2006 содержит требования:
Таким образом, проект документа говорит о необходимости обеспечения температурного режима перевозки, однако никак не регламентирует контроль температурного режима во время перевозки.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.