Западная граница Украины. Таможенники не замечают микроавтобусы с тоннами товара

Опубликовано: 21.09.2011 17:49

 Побороть контрабанду пыталась каждая новая сила, приходящая в Украине к власти, пишет газета "Сегодня". Ведь таможенные сборы были и остаются существенным способом наполнения государственного бюджета. Вот только знать контрабандные схемы и уметь их искоренить, - как говорят в Одессе, две большие разницы.

Придя к власти, полностью ликвидировать контрабанду пообещал президент Виктор Ющенко. По его инициативе были созданы совместные группы СБУ, милиции и пограничников, которые боролись с контрабандистами. Но уже в 2007 году тогдашний глава СБУ Тиберий Дурдинец был вынужден признаться: "В государстве функционирует четко организованная система незаконного перемещения через таможенные границы Украины товарных ценностей, организаторы которой получают неконтролированные прибыли". Заговорили, что контрабандистов покрывают местные власти. "Потому контрабанда и достигла беспрецедентно больших размеров", - говорил тогдашний вице-премьер-министр Анатолий Кинах.

 

После прихода к власти команды Януковича пристальное внимание новый руководитель Гостаможслужбы Игорь Калетник обратил именно на Львовскую таможню, с которой, если не считать портов Одессы и Ильичевска, в государственный бюджет должны были идти самые большие отчисления. Из источников в окружении босса таможни нам стало известно, что Калетник не раз говорил: таможенники-"западенцы" настолько погрязли в коррупции, что полностью слились с местными контрабандными кланами. Вскоре в столице приняли решение очистить Львовскую таможню, особенно руководство, от местных кадров. Уже в ноябре 2010 года с формулировкой "за нарушение присяги" из дружных рядов львовских таможенников уволили 55 сотрудников.

Тогдашний начальник Львовской таможни Роман Микитюк (тоже не из львовских) рассказал о новых схемах контрабанды, которые раскрыли с помощью польских коллег. На таможенном посту "Рава-Русская", по его словам, подъезжали к пограничной полосе микроавтобусы полной массой семь тонн. Там товар с них перегружался на легковые автомобили, которые въезжали в "зеленый коридор". Микроавтобусы возвращались в Польшу, а товары без налогообложения попадали на территорию Украины.

 

"На таможенном посту "Краковец" во время проверок обнаружили и другие схемы, в которых действовали те же микроавтобусы массой до семи тонн, - продолжал раскрывать секреты контрабандистов Микитюк. - По документам микроавтобусы вывозили из Польши определенные виды товаров. А у нас эти автомобили вообще не фиксировали либо фиксировали как пустые. По таким схемам за две недели через "Рава-Русскую" пропустили 93 машины, через "Краковец" - 32, через "Мостиску" - 26. Эти автомобили перевозили, в основном, продукты питания, одежду, обувь, хозяйственные товары".

 

Мировая практика доказывает, что контрабанда живет и будет процветать до тех пор, пока существуют разницы в ценах на товары в разных государствах. В Украине контрабанда зародилась в тот самый день, когда появился первый пограничный столб на украинской государственной границе. И одной из самых коррумпированных в стране всегда считалась западная таможня, где оборачиваются миллиарды гривен.

За последний год на Львовской таможне трижды меняли руководство и громко увольняли за взятки инспекторов, но "контрабас", говорят, продолжает идти. "Каждый метр границы у нас "продан", а наверх ежемесячно передаются кейсы, набитые долларами. Это цифра с шестью нулями", - признался нам на условиях анонимности один из бывших таможенников.

На Львовщине, как и в других приграничных регионах страны, в первые годы независимости контрабандой заправляли организованные преступные группировки. Каждая группировка имела свою смену таможенников и свои коридоры для контрабанды, которая тогда приняла совершенно дикий характер. Из Украины на Запад шли целые эшелоны цветного металла, леса, сигарет. В нашу страну завозили караванами из фур мясо, фотоаппараты, шмотки - все то, что неожиданно исчезло с полок отечественных магазинов.

 

Но потом жизнь наладилась, бандитов отстреляли или посадили, и контролировать контрабанду взялись куда более серьезные люди. Каждый метр границы разделили между собой высокие чины из руководства таможни, милиции, СБУ и даже прокуратуры. Генералам-силовикам пришлось привлечь к бизнесу и местных крикунов-политиков. Чтобы те не поднимали ненужного шума. Тогда же появились такие виды контрабанды, как "черная" и "серая".

 

"Черную" контрабанду взяли под контроль силовики. Схема ввоза - проста. В нужный час через указанный заранее таможенный пост в Украину следует автокараван. "Свои" таможенники его в упор не замечают. А за таможенным постом впереди каравана пристраивается автомобиль с синими милицейскими номерами, сопровождающий груз до первого склада. Там товар перегружают на другие автомобили, и контрабанда уходит в глубь страны.

Контрабандные кланы, имеющие доходы поскромнее, налаживали так называемую "серую" контрабанду. "Секрет" этой схемы в следующем: в страну ввозят товар, 40-50% которого указывают в таможенных декларациях. Подкупленные таможенники пропускают товар на территорию Львовщины, и им начинают опекаться фирмы-посредники. Эти всего за 500 долларов обеспечивают контрабандистов документами с солидными печатями о том, что якобы фуры дальнобойщиков, возвращающиеся куда-то на Харьковщину из-за границы, были дополнительно затарены товаром на Львовщине. И вези контрабанду спокойно по стране. Еще одна схема "серой" контрабанды - занижение цен ввозимого товара. А меньше цена - меньше и таможенный сбор.

 

Отныне же, убеждают на львовской таможне, со схемами будет покончено благодаря более строгому контролю и сотрудничеству с польскими коллегами, с которыми киевское руководство договорилось обмениваться информацией по товарам, пересекающим границу (будет четко указана их стоимость, и занизить ее, мол, уже будет нельзя).

  

Главный таможенник страны Игорь Калетник обвинил львовский политикум в крышевании контрабандистов. "За 2010 год и первые два месяца 2011 руководство таможни перекрыло десятки так называемых "окон" на границе, через которые теневики завозили на нашу таможенную территорию контрабандные товары, оружие и наркотики, - заявил он. - Одно из самых больших таких "окон", а точнее "черная контрабандная дыра", которая для многих местных политиков и бизнес-элиты служила основным источником доходов, была перекрыта на Львовской таможне. Десятки миллионов гривен, которые должны были поступать в государственную казну, попадали в карманы контрабандистов и местных чиновников, которые за ними стояли". Калетник добавил, что среди уволенных за коррупцию львовских таможенников "было немало родственников депутатов Львовского облсовета и других известных людей Львовщины".

"Тихим ужасом" для львовских таможенников стала двухнедельная комплексная проверка их работы в марте этого года. Специальную комиссию киевское начальство отправило на Львовщину. Возглавил комиссию опытный работник, бывший руководитель таможни Украины Юрий Соловков. Ревизоры под его началом разоблачили немало фактов "серой" контрабанды.

 "Провозят через границу синтетическое покрытие для полов, - рассказывал Соловков. - Если верить документам, оформленным львовскими таможенниками, сырье, из которого изготавливался этот товар, вдвое дороже самого покрытия! То же происходило с компьютерами. Если поверить львовским таможенникам, их комплектующие намного дороже, чем готовые компьютеры, ввоз которых в страну документировался на таможенных постах Львовщины".

 

На днях со Львовской таможни уволили еще с четыре десятка таможенников из "старой гвардии" с той же формулировкой "за нарушение присяги" и вновь поменяли ее руководство. Львовскую таможню возглавил выходец из Донецкой области Денис Пудрик, который до этого руководил Черниговской таможней. Но смогут ли "схидняки" победить местные контрабандные кланы? В этом сомневаются наши источники, знающие о борьбе с контрабандой не из учебников. Эти скептики утверждают, что замена старых кадров на новые ничего не даст.

По их словам, каждый таможенный пост кроме того, что обогащался сам, собирал "общак" для Киева. Уже когда таможенной службой, напоминают они, руководили кадры Януковича, а именно 10 февраля этого года арестовали заместителя начальника Львовской таможни Клавдию Кутыкину, которая была выходцем не из местных таможенных кадров.

 

Оперативники СБУ задержали ее в служебном кабинете, когда дамочка получала очередную "передачу" в 7 тысяч долларов (есть видео, записанное скрытой камерой). Во время обыска в квартире Кутыкиной нашли еще 100 тысяч долларов. Пресс-служба управления СБУ во Львовской области прямо заявила тогда, что "раскрыт механизм сбора взяток с руководителей таможенных постов Львовской таможни".

 

С помощью "кассира", как называли подчиненные Кутыкину, импортные товары оформляли по заниженной стоимости (с каждого грузовика с товаром имели 3,5 тыс. долларов). Дважды в месяц - 15 и 30 числа - с каждого таможенного поста "кассиру" передавали "дань". На днях прокуратура области завершила следствие по делу Кутыкиной и отправила его в суд.

 

А где гарантия, что сегодня уже в новый "общак" не собирают доллар к доллару новые "кассиры"? В столице близкие к таможне люди поговаривают о том, что все пертурбации на Львовской таможне связаны не так с борьбой с коррупцией, как с политическими силами, "крышующими" границу. Того же Романа Микитюка, зама которого арестовали в феврале эсбисты, в этих кругах называют человеком Игоря Рыбакова - председателя межфракционной группы депутатов Верховной Рады "Контрабанде - СТОП!".

 За свой переход из фракции БЮТ в большинство, поговаривают, Рыбаков попросил у регионалов кураторство над Львовской таможней. Возможно, это только сплетни. Но именно Рыбаков приезжал в свое время во Львов представлять Микитюка. А уж тот с родной Хмельнитчины перевел во Львов Клавдию Кутыкину и сделал ее своим замом.

 

Еще один аргумент скептиков - новички, заполнившие бреши на Львовской таможне после массовых увольнений старых кадров (более ста выпускников Днепропетровской таможенной академии) не имеют на Львовщине жилья, а для аренды квартиры возле границы нужно около полутора-двух тысяч гривен в месяц. А зарплата у таможенника небольшая. Рядовой инспектор получает около трех тысяч гривен. К тому же, обучение в академии было платное. И надо как-то "отбить" потраченные на учебу деньги.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация