Оформить ДТП можно без инспектора ГАИ

Опубликовано: 23.09.2011 17:40

19 сентября 2011 года вступил в действие Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ДТП и выплаты страхового возмещения". Он вводит механизм упрощенного оформления ДТП с незначительными последствиями путем составления сообщения о ДТП (Европротокола) и другие новации, направленные на приведение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, с международными стандартами страхования и урегулирования убытков.

Как пояснил Президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин, Европротокол - специальный бланк унифицированного по всей Европе образца, который заполняется водителями-участниками ДТП на месте аварии. В украинском законодательстве он определен как "Сообщение о ДТП". Это письменное уведомление на бланке установленного Моторным (транспортным) страховым бюро Украины образца, которое предоставляется страховщику водителем транспортного средства, причастного к ДТП. В дальнейшем оно становится основанием для выплаты страхового возмещения потерпевшему в ДТП стороне.

Представитель УГАИ МВД Украины, генерал-майор милиции Сергей Будник объяснил, что водители транспортных средств, попав в ДТП, могут воспользоваться Европротоколом только при наличии следующих обстоятельств: участниками ДТП являются только обеспеченные полисом ОСАГО транспортные средства; отсутствуют травмированные (погибшие) люди; водители этих транспортных средств договорились об обстоятельствах совершения ДТП; у водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Если водители воспользовались Европротоколом путем обоюдного его оформления и подписания, то они имеют право покинуть место ДТП, они также освобождаются от обязанности информировать Госавтоинспекцию МВД Украины о ДТП и от административной ответственности, предусмотренной за причинение ДТП.

Впрочем, подчеркнул Сергей Будник, решение о вызове на место ДТП сотрудников ГАИ участники аварии принимают самостоятельно. Если они считают нужным оформить ДТП по привычным правилам, то работники ГАИ не могут отказать автовладельцам в составлении соответствующих документов на месте происшествия.

При этом представитель Госавтоинспекции также добавил, что в случае использования Европротокола проезжая часть намного быстрее освобождается от поврежденных автомобилей, что в свою очередь снимает проблему пробок в крупных городах.

Следует отметить, что в случае невыполнения хотя бы одного из обязательных для Европротокола условий вызов работников ГАИ для оформления ДТП обязателен!

Сергей Будник отметил, что из всего количества ДТП лишь 15% - это серьезные аварии с пострадавшими, где необходимо профессионально оформить происшествие, и в этом случае не обойтись без сотрудников ГАИ.

Как отметил руководитель юридического департамента МТСБУ Роман Роменский, Законом четко определено, что страховщик обязан бесплатно выдать автовладельцу бланк Европротокола при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. В случае использования бланка можно обратиться к своему страховщику за новым.

Если договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключен до 19 сентября 2011 года, то он действует на условиях действующего на тот момент законодательства, которое не предусматривало использование Европротокола, а также других новаций, введенных Законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ДТП и выплаты страхового возмещения". Таким образом, автовладельцы, договора страхования которых заключены до 19 сентября 2011 года, не могут воспользоваться системой упрощенного оформления ДТП (Европротоколом).

Моторное бюро рекомендует таким автовладельцам перезаключить после 19 сентября 2011 года договора страхования автогражданской ответственности на новых условиях, чтобы в дальнейшем пользоваться системой упрощенного оформления ДТП, а также строить отношения со страховщиком, особенно в сфере урегулирования убытков, в соответствии с современными нормами законодательства.

Стоит отметить, что к своему страховщику участники ДТП должны обратиться с заполненным экземпляром Европротокола не позднее трех рабочих дней с даты аварии.

Кроме того, Законом изменены сроки, в течение которых страховщик должен выплатить пострадавшему в ДТП возмещение. Отныне, страховщик обязан выплатить страховое возмещение не позднее 15 дней с момента согласования с потерпевшим его размера, а весь процесс урегулирования не должен превышать 90 дней с момента обращения к страховщику с заявлением о выплате.

Владимир Романишин также рассказал о других новациях введенных этим Законом. Так, указанный Закон устанавливает четкий перечень документов, которые страховщик вправе потребовать у страхователя, ликвидировано краткосрочные договора и различные типы полисов. Отныне будет существовать полис только одного типа, который раньше назывался I типом и предусматривал страхование ответственности всех лиц, эксплуатирующих указанный в полисе транспортного средства на законных основаниях. Кроме того, у страхователей появилась возможность выбирать периоды (месяцы), на которые распространяется действие полиса, что уменьшает стоимость страхования.

Эти и другие новации направлены на упрощение взаимоотношений страхователей, страховщиков и органов Госавтоинспекции.

Президент МТСБУ отметил, что в Европе идея оформления ДТП без участия представителей дорожной полиции начала реализовываться еще в 50-х годах прошлого века. Сейчас в большинстве стран ЕС действует система упрощенного оформления ДТП (Европротокол). А в некоторых странах оформлением ДТП занимаются страховые компании, а не дорожная полиция.

Лицевая сторона бланка Европротокола по структуре пунктов идентична во всех странах где он введен, отличается только язык, на котором напечатан бланк. Это сделано специально, чтобы водители разных стран, которые движутся по дорогам Европы, могли быстро сориентироваться в случае, если они попадут в ДТП на территории другой страны.

Авторскими правами на лицевую сторону бланка Европротокола владеет Европейский комитет страхования и, по правилам, каждая страна, которая внедряет у себя такую систему, должна получить согласие на использование бланка в этой уважаемой международной организации. Украина также не стала исключением из этого правила.

 

Однако, как пишет КоммерсантЪУкраина, пока новая технология не будет работать: во многих страховых компаниях еще нет бланков "европротоколов", а Госфинуслуг не утвердила максимальную сумму выплаты, которая должна составить 10 тыс. грн. К тому же водители будут заключать договоры, привязываясь к конкретному автомобилю, что увеличит затраты на покупку страховки на 12%.

Даже если страховщик готов применять "европротокол", у него может не оказаться бланков, которые между 83 участниками рынка распределяет МТСБУ. "Еще в заказе стоим. Когда получим - понятия не имею. Пока две недели будет проводиться расследование ДТП, комиссия все утвердит",- говорит директор СК "Днепроинмед" Наталья Белинская. Не поступали бланки и в СГ ТАС. Председатель правления компании Дмитрий Грицута заверил "Ъ", что ТАС будет проводить выплаты по "европротоколу" до 10 тыс. грн, отметив, что ДТП с участием водителей, имеющих такие бланки, будут зафиксированы нескоро. "Мы только в субботу получили "европротоколы". Пока они дойдут до сети, мы ожидаем принятия решения комиссией",- говорит Андрей Перетяжко.

Проблемой является и то, что до сих пор не утверждена предельная сумма выплаты по "европротоколу". Госфинуслуг четыре раза отказывала в согласовании такого предложения МТСБУ. Первый заместитель главы комиссии Андрей Литвин сообщил "Ъ", что в пятницу Госфинуслуг получила новое предложение по установлению максимальной выплаты при оформлении "европротокола" на уровне 10 тыс. грн с последующим увеличением до 25 тыс. грн с 2013 года. "Со стороны МТСБУ это шаг навстречу пожеланиям комиссии. Диапазон уверенности должен быть на уровне 90%, чему соответствует цифра 25 тыс. грн. Раньше о 25 тыс. грн речь вообще не шла",- отметил чиновник. По информации "Ъ", комиссия одобрит этот лимит во вторник. Присутствие ГАИ на месте аварии будет необходимо, если клиент намерен получить возмещение ущерба в размере от 10 тыс. грн до 50 тыс. грн или в ДТП есть потерпевшие граждане (15% всех происшествий). 

Член президиума бюро Елена Машаро объяснила, что компании могут столкнуться с проблемами при выплате по "европротоколу" без утвержденного уровня компенсации. Некоторые клиенты будут расценивать отсутствие ограничений как возможность получения до 50 тыс. грн, а страховщики - как возможность не выплачивать, что чревато судебными исками. "Сервис есть, но воспользоваться им нельзя. Поэтому страховая будет рекомендовать клиенту вызывать ГАИ",- добавила госпожа Машаро, отметив, что решение Госфинуслуг еще должно будет пройти регистрацию в Минюсте, которая длится до 30 дней. Специалист отдела автострахования одной из крупных СК с европейским капиталом сообщил "Ъ", что выдача клиентам бланков "европротоколов" в их компании начнется только с ноября. По словам другого страховщика, им рекомендовали не выдавать клиентам бланки "европротоколов" до принятия решения Госфинуслуг о сумме возмещения.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация