ВТО у ворот: КАМАЗу угрожает нашествие подержанных грузовиков

Опубликовано: 1.03.2012 17:26

ОАО "КАМАЗ" на днях опубликовало квартальную отчетность за четвертый квартал 2011 года. По абсолютным производственным показателям компания демонстрировала рост, выпустив 39 тыс. автомобилей, что на 38,3% больше в сравнении с 2010 годом. Но активность зарубежных конкурентов стремительно растет, и доля челнинской компании на рынке большегрузных автомобилей РФ сократилась за год на 8,5%. Аналитический центр "БИЗНЕС Online" выяснил, за счет чего в КАМАЗ смог получить чистую прибыль в размере 992 млн. рублей против 2,7 млрд. рублей убытка по итогам 9 месяцев 2011 года.

ИНОМАРКИ РОСЛИ БЫСТРЕЕ МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

На сегодня ОАО "КАМАЗ" представлено в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14 - 40 тонн и автомобили полной массой 8 - 14 тонн. Основным выпускаемым классом автомобилей является класс по полной массе 14 - 40 тонн.

Совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 по итогам 12 месяцев 2011 года составил 99,9 тыс. шт., что на 70,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Текущий рост носит восстановительный характер, так как до кризиса емкость рынка была значительно больше.

По итогам 12 месяцев 2011 года на рынке России ОАО "КАМАЗ" реализовало 39078 грузовых автомобилей, что на 38,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, в том числе:

  • полной массой 14 - 40 тонн – 38297 шт.;
  • среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 781 шт.

В абсолютном выражении картина выглядит радужно, но если принять во внимание долю рынка, то она продолжила сокращаться. Так, в сравнении с 2010 годом КАМАЗ потерял 8,5% - с 46,8% на конец 2010 года  до 38,3% на конец 2011 года. Потери в сравнении с 2009 годом составили 16,7%.

Можно сделать вывод, что большую часть 2011 года наблюдались картина стабильности в сфере кредитования и относительно устойчивое экономическое развитие, потребители РФ более охотно покупали автотехнику зарубежных производителей. 

Доли на рынке РФ в сегменте а/м 14-40 тонн 2007 - 2011 года

Наименование
2007
2008
2009
2010
2011
Изменение 2011 к 2010
ОАО "КАМАЗ"
29,9
28,1
55,0
46,8
38,3
-8,5
ОАО "МАЗ"
9,8
9,0
3,4
9,5
11,1
1,6
ОАО "АЗ "УРАЛ"
11,3
10,7
16,9
17,8
10,7
-7,1
ОАО "КРАЗ"
1,7
0,9
0,5
0,8
0,7
-0,1
ИНОМАРКИ
47,3
51,3
24,2
25,1
39,2
14,1

ПРОБЛЕМЫ СОСЕДЕЙ И УДОРОЖАНИЕ КРЕДИТОВ

Хотя основным рынком сбыта продукции ОАО "КАМАЗ" является Российская Федерация, позиции на рынках ближнего зарубежья также весьма важны. Хотя в 2011 году КАМАЗ смог прибавить 40% до 45,2 тыс. автомобилей в суммарной реализации по всем рынкам сбыта, последние тенденции усложнят экспорт челнинскому машиностроителю.

Так, по сравнению с 2010 годом темпы роста экономики Украины в 2011 году замедлились и продолжают уменьшаться. В сентябре 2011 года ухудшились показатели темпов роста в строительстве, розничной торговле и на транспорте. Сохраняется риск девальвации гривны, что уменьшит платежеспособность потребителей автотехники КАМАЗ. Так, МВФ ухудшил среднегодовой прогноз гривны на ближайшие два года.

Заметим, что в Казахстане в четвертом квартале 2011 года наблюдался рост инфляции и снижение курса казахстанского тенге к российскому рублю и соответственно подорожание продукции российского производства.

Нельзя не отметить, что на фоне удешевления белорусского рубля очень успешно продвигает свои машины МАЗ. За исключением иномарок, только Минский автозавод смог нарастить свою долю +1,6% до 11,1%.

Несмотря на то что в первой половине 2011 года существенно улучшилась ситуация с кредитными и лизинговыми программами, нестабильность на международных рынках капиталов в четвертом квартале привела к удорожанию ресурсов. Так, за период с конца августа по конец декабря стоимость банковских займов в среднем увеличилась на 2 - 3%. Такая тенденция усложнит рост спроса на автомобили в целом, что может привести к стагнации или даже падению спроса. С учетом опыта 2008 - 2009 годов можно предположить, что сильнее сократится спрос на иностранные модели ввиду большей первоначальной стоимости.

НАДЕЖДА НА DAIMLER

Основной задачей ОАО "КАМАЗ" в течение предстоящих 10 лет является сохранение доминирующего положения на российском рынке в сегменте грузовиков полной массой более 14 тонн. Начиная с 2014 года, планируется поэтапный вывод на рынок новых модельных рядов неполноприводной техники, в том числе и автомобилей транспортного и магистрального семейств.

На сегодня руководство стратегически видит КАМАЗ в качестве национального отраслевого лидера и крупного международного игрока в партнерстве с Daimler. В подписанном соглашении о намерениях Daimler AG и КАМАЗ выразили свое желание развивать сотрудничество в области производства мостов для коммерческих автомобилей. Поэтапный план локализации мостов Daimler в Набережных Челнах предусматривает, что в ближайшее время концерн начнет поставку систем ведомых передних мостов и ведущих одно- и двухступенчатых задних мостов, а также компонентов к ним. Кроме того, предусматривается, что КАМАЗ будет поставлять отдельные компоненты мостов на завод Daimler в Касселе для их дальнейшей обработки. Применение мостов Daimler в грузовиках "КАМАЗ" существенно повысит их эксплуатационные характеристики, максимально приблизив к мировым стандартам.

 Напомним, что недавние заявления топ-менеджеров "Ростехнологий" (владеет 49,9% акций) и "Тройки Диалог" (владеет 27% акций) о возможном доведении доли немецкого концерна до блокирующей и контрольной были позитивно восприняты рынком. На таких заявлениях акции КАМАЗа подорожали на 9,6% за неделю с 27 января по 3 февраля 2012 года.

Есть интересные планы по производству автобусной техники. Так, при сотрудничестве ОАО "КАМАЗ", ОАО "НЕФАЗ", ООО"ПолоАвтоРус" и компании "Маркополо С.А." намечена организация совместного производства и продаж на территории РФ и СНГ городского автобуса малого класса KAMAZ Marcopolo на базе шасси "КАМАЗ-3297", соответствующего уровню "Евро-4". В рамках данного сотрудничества запланировано создание совместного предприятия и проведение работ по локализации сборки кузова автобуса. Также предусматривается изготовление различных модификаций автобусов в кооперации с ОАО"НЕФАЗ" (Нефтекамск) в соответствии с потребностями рынка. Производство автобуса среднего класса (на базе шасси "КАМАЗ-4308"), наряду с постановкой на производство низкопольного автобуса, создает для ОАО "КАМАЗ" возможность конкурентного представления автобусов собственного производства в региональных тендерах.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО КАМАЗ ВЫШЕЛ ИЗ УБЫТКА?

Что касается финансовых показателей, то в полноценной форме итоги 2011 года будут известны только в мае 2012 года. Пока же Когогин озвучил чистую прибыль в размере 992 млн. рублей. Хотя по итогам 9 месяцев 2011 года наблюдалась опережающая динамика себестоимости и чистый убыток в объеме 2,7 млрд. рублей.

 Такой ощутимый негативный результат трех кварталов 2011 года осенью прокомментировал для газеты "БИЗНЕС Online" Олег Афанасьев - руководитель департамента информационной политики ОАО "КАМАЗ". По его мнению, "серьезно отразились на показателях прибыльности компании курсовые скачки и ситуация на фондовых рынках", которые сегодня, как известно, не стабильны, появился "бумажный убыток" по японскому кредиту, когда из-за изменения курса иены пришлось пересчитать его стоимость. Кроме того, на фондовой бирже произошел обвал акций Туймазинского и Нефтекамского заводов (дочерние предприятия ОАО "КАМАЗ").

 Заметим, что машиностроение – одна из самых уязвимых отраслей, и акции соответствующих компаний оказались осенью 2011 года под серьезным давлением. Так если еще 5 марта 2011 года акции Туймазинского завода котировались по 198,5 рублей, то 28 сентября - уже только по 82,8 рублей. Заметим, что в четвертом квартале данным акциям не удалось восстановиться: 29 декабря 2011 года закрытие котировок произошло на отметке 79,6 рублей. Иными словами, за четвертый квартал акции Туймазинского завода автобетоновозов дополнительно потеряли 3,9% своей стоимости, с 5 марта по 30 декабря 2011 года потери составили 60%.

 Похожая ситуация и с бумагами Нефтекамского автозавода: на 30 сентября 2011 - 323 рубля, на 29 декабря 2011 года - 160 рублей. Только за четвертый квартал потеря - более 50% стоимости.

 Отметим, что динамика указанных акций оказалась хуже средних отраслевых значений, так тот же отраслевой индекс "ММВБ Машиностроение" смог отскочить от осенних минимумов на 2% - с 1679 пунктов на 30 сентября до 1715 пунктов на 30 декабря 2011 года.

 Что касается валютного кредита от минфина РФ (в объеме 5,2 млрд. рублей на 30 сентября 2011 года) и курса японской йены, то валюта Японии не спешить дешеветь, так как традиционно пользуется спросом при нестабильности на фондовых рынках. Последние пять месяцев курс доллар/йена стабильно держится в районе 77 йен за доллар США. Заметим, что рубль в третьем квартале 2011 года серьезно подешевел относительно  доллара: на 16,2% - с 27,67 рублей за доллар на 29 июля до 32,15 рублей за доллар на 30 сентября. При этом на 30 декабря 2011 года котировки также находились у отметки 32,1 рублей за доллар.

Таким образом, в четвертом квартале не наблюдалось ни восстановления котировок акций дочерних компаний КАМАЗа, ни существенного укрепления рубля (ослабления йены). Это наталкивает на мысль, что прибыль могла быть получена за счет балансировки сальдо прочих расходов и доходов. Мы отмечали колоссальный объем (12,4 млрд. рублей) прочих расходов и прочих доходов (9,9 млрд. рублей) по итогам 9 месяцев 2011 года.

ПЕССИМИСТИЧНЫЙ НАСТРОЙ НА ПОРОГЕ ВТО

Пессимизм относительно будущего КАМАЗА в 2012 году, который Сергей Когогин продемонстрировал в ходе своего выступления на недавней расширенной коллегии трех ключевых экономических министерств Татарстана, опирался на вполне ясные расчеты, связанные с "угрозой вступления в ВТО".

Итак, планируемый объем продаж своих грузовиков в 2012 году, утвержденный советом директоров 20 декабря, исходит из продаж 48,5 тыс. машин, из которых 42 тыс. будут реализованы на внутреннем рынке. То есть относительное увеличение продаж - только на 9%. Это значительно ниже динамики 2011 года, когда КАМАЗу удалось продать 45 тыс. грузовиков (на 39% больше, чем в 2010 году).

Такая низкая планируемая динамика опирается на предположения о насыщении рынка грузовых автомобилей, который в 2011 году "активно восстанавливался после кризиса" и практически достиг уровня докризисного 2008 года.

Но самая главная угроза, о которой только вскользь упомянул Когогин на экономическом курултае, – это риски вступления в ВТО.

После вступления в ВТО импортные пошлины на грузовики резко снизятся. Например, на новые самосвалы массой от 20 тонн (на этот сегмент рынка приходится большая часть продаж КАМАЗа) пошлина сразу же опустится с 25% до 10%, а через три года упадет и вовсе до 5%. Но сильнее всего упадут пошлины на подержанные грузовики!

Сразу после вступления в ВТО дополнительная ставка €2,2 за 1 куб. см двигателя для подержанных самосвалов возрастом от трех до пяти лет будет отменена, непосредственно пошлина снизится с нынешних 30% до 15%, а через три года – до 10%. Пошлина €4,4 за 1 куб. см для самосвалов возрастом от пяти до семи лет (по оценкам КАМАЗа, это эквивалентно пошлине в 105%) тоже будет заменена прямой ставкой в размере 15%, которая через три года упадет до 10%. В сегменте подержанных самосвалов старше семи лет, дополнительная ставка для которых составляет €4,4 за 1 куб. см двигателя (по оценкам КАМАЗа, это эквивалентно прямой ставке в 176%), сразу после вступления в ВТО она снизится до €1 за 1 куб. см. Резкое снижение произойдет и в сегменте седельных тягачей, где пошлина на новые машины сразу упадет с нынешних 25% до 15%, а через три года – до 10%.

По оценкам КАМАЗа, из-за этого импорт подержанных грузовиков в Россию резко вырастет. Уже в 2012 году доля подержанных импортных автомобилей на рынке грузовых автомобилей массой 14 - 40 тонн составит 14% (13 тыс.) против чуть более 2% (2 тыс.) в этом году. Если бы Россия не вступила в ВТО, то до 2020 года эта доля стабильно оставалась бы на уровне 2 - 3% (2 - 4 тыс. машин). Рост доли подержанной техники продолжится вплоть 2015 года, когда она займет уже 26% рынка (38 тыс. автомобилей).

Российские производители, которые сейчас занимают около 58% рынка (60 тыс. машин), снизят свою долю на нем до 44% уже к 2015 году и лишатся возможности продажи более 30 тыс. машин в год. Это две трети годового объема производства самого КАМАЗа. До сих пор нет никаких вразумительных объяснений со стороны государства относительно компенсаций ущерба.

Это означает, что даже надежды на относительно небольшой прирост выручки КАМАЗА – это очень большой оптимизм.

В начало раздела

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация