Время от времени на наиболее напряженном участке украинской границы с Польшей возникают километровые заторы из грузовых автомобилей. Больше всего от этого страдают те, кто не нуждается в тщательном таможенном досмотре. Как следствие, у кого-то это недополученные прибыли, нереализованные проекты и т.д. Для ускорения таможенных процедур с 15 декабря 2011 года во всех пунктах пропуска автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщения в Украине внедрен механизм осуществления предварительного документального контроля. Он предусматривает проведение всех контрольных мероприятий - карантинных, фитосанитарных, санитарных, экологических - исключительно должностными лицами таможни. Представителей других служб таможенники будут привлекать только в случае возникновения каких-либо проблемных вопросов. И это не единственное новшество на украинской таможне.
Что это дает бизнесу? Какие еще новшества можно ожидать в ближайшее время от таможенной службы? Об этом собкору газеты "Зеркало недели. Украина" рассказывает начальник отдела организации таможенного контроля Львовской таможни Андрей Тодощук.
- Граница между Украиной и Республикой Польша - последний рубеж ЕС. Нагрузка на него постоянно растет. Только за 2011 год товарооборот здесь увеличился на 30%. Вообще через Львовскую таможню, охватывающую четыре автомобильных пункта пропуска, в прошлом году было пропущено 3,5 млн. единиц транспортных средств разного класса. Чтобы ускорить их пропускную способность, правительства Украины и Польши достигли договоренности о создании двух новых пунктов пропуска: "Грушев-Будомеж" и "Угринев-Долбычув". Их планируют построить на территории Польши, а все таможенные процедуры осуществлять совместно с украинскими таможенниками. Как показал опыт, возникающие на границе проблемы можно решить только общими усилиями с польскими коллегами.
- Бизнесу понравилась идея "зеленого коридора". Почему бы этот опыт автоматически не распространить на другие участки границы?
- Активное сотрудничество таможенных служб Украины и Польши началось в пункте международного автомобильного пропуска "Краковец-Корчова" с эксперимента под названием "зеленый коридор". Им могли воспользоваться граждане, пересекающие границу в служебных, туристических целях или едущие на лечение, учебу и имеющие соответствующие подтверждающие документы. Суть новшества в том, что теперь лица, выбирающие "зеленый коридор", в дальнейшем не пересекаются с общей очередью, а попадают в такой же "зеленый коридор" на польской стороне. После того как мы убедимся в его эффективности, этот принцип работы будет перенесен на пункт пропуска "Рава-Русская-Гребенне".
Очередной - пункт пропуска "Шегини-Медика". Польза от внедрения "зеленого коридора" значительная, но есть и риски. Поэтому если в ходе его пересечения все же будут выявлены нарушения, то штраф нарушителю угрожает существенный. Что же касается автоматического распространения опыта, то здесь нужно учитывать то, что каждый пункт пропуска имеет свои особенности.
В процессе реализации еще один украинско-польский проект - информирование одной таможни другой средствами телекоммуникации (электронная почта) о товарах, выезжающих с территории наших стран. Это поможет заранее подготовиться к встрече грузов. При необходимости даст возможность оперативно выставить больше людей на таможне, пригласить определенных экспертов и т.д.
- Как уже сообщил глава Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник, в конце июня львовская и польская таможни начнут реализацию пилотного проекта Fast way, который должен обеспечить быстрое перемещение пустых грузовых транспортных средств. Как идет реализация идеи?
- Идея проекта принадлежит польской стороне. Она предусматривает организацию отдельного канала перемещения и контроля порожняка в международном пункте пропуска для автомобильного сообщения "Краковец-Корчова" в направлении выезда из Украины в Республику Польша. Предполагается, что таможенный контроль будет начинаться в стране, из которой отправляется транспортное средство. Это значительно ускорит пересечение границы. Для этого полосы грузовых транспортных средств с товаром и без товара разделят. Для Украины это чрезвычайно актуально. Ведь около 70% транспортных средств, выезжающих из нашей страны, - без грузов. Например, их количество на пункте автомобильного пропуска "Краковец-Корчова" достигает 35%, а "Шегини-Медика" - аж 87%. На их оформление тратится значительно меньше времени и предусмотрено гораздо меньшее количество таможенных процедур, чем для загруженных авто. Так почему они должны тратить время?
При выезде из Украины машину будут взвешивать, фиксировать все необходимые данные: на кого зарегистрировано транспортное средство, его номер, вес и т.п. Эта информация будет занесена в электронную карточку, которую выдадут водителю, а также по электронной почте перешлют польским коллегам. Таможенники из Польши считают указанную информацию, при необходимости добавят свою, и автомобиль отправится дальше. По такому же принципу будет организована работа и польской таможни. Это означает, что время пересечения границы с помощью Fast way сократится почти вдвое.
- Какие еще новшества ожидают представителей бизнеса на границе?
- С 15 февраля по 15 апреля с.г. на Львовской таможне планируется ввести использование информационных терминалов для представителей бизнеса, что даст возможность таможенным брокерам оформлять грузовую таможенную декларацию непосредственно на таможне через электронный терминал. Это сделано как для минимизации контактов брокера с таможенником, так и для формализации процедуры. В таком же автоматическом режиме можно будет получить информацию с указанным временем и фамилией инспектора, проводящего проверку груза. Если наименований товара не больше десяти и не нужны дополнительные проверки и экспертизы - срок его оформления не должен превышать двух часов.
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.