III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013
6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».
подробнее
Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)
Уже в эту пятницу, 30 ноября 2012г. в Киеве пройдет Всеукраинский ДЕНЬ ЛОГИСТА-2012: «Как зарядить Логистику компании на повышение эффективности в следующем году».
подробнее
Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.
22 ноября 2012 в Киеве Виктор БАРАНОВСКИЙ, эксперт-практик по логистике, проведет БЕСПЛАТНЫЙ практикум.
подробнее
Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»
Для руководителей и специалистов транспортно-экспедиторских, агентских и брокерских организаций, осуществляющих фрахтовые операции, 25 октября 2012 г. в Одессе состоится семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций».
подробнее
І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"
Конференция пройдет 24 - 26 сентября 2012 года в Renaissance Hotel, Москва, Россия.
подробнее
Меньше прав у государства – лучше качество «Правил»
Ассоциация экспедиторов РФ и Гильдия экспедиторов по разным соображениям – кто по старой памяти советских времен, кто просто желая предусмотреть любые коллизии – тоже внесли в проект невероятное количество всевозможных норм. Однако в конечном итоге был утвержден текст, состоящий всего из 19-ти пунктов – достаточно нейтральных, за исключением пп.5 и 7. Предписанное данными пунктами Правил обязательное использование экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), форма которых должна утверждаться Министерством транспорта РФ, – есть атавизм, рудиментарный элемент «Союзвнештранса», единственного и неповторимого экспедитора СССР. Императивное введение такой нормы, с моей точки зрения, как спорно, так и вредоносно. Во-первых – это расширение норм Гражданского Кодекса РФ, вмешательство в договорные отношения между экспедитором и клиентом. А во-вторых, любое нарушение формы или отсутствие этих документов может являться предлогом для всевозможных проверяющих объявить договор с клиентом недействительным – со всеми вытекающими последствиями.
Применение вышеназванных экспедиторских документов и их форма могут быть предусмотрены договором транспортного экспедирования, но это дело договаривающихся сторон. Государство имеет право только оговорить возможность, но не обязательность их применения. Но вот ведь в чем парадокс российских Правил: девять из девятнадцати пунктов посвящены экспедиторским документам! И в этом, на мой взгляд, их главный недостаток. В остальных же положениях Правил имеются несообразности, удивительным образом не замеченные теми, кто готовил окончательный текст.
Например, пунктом 15 экспедитору предписывается по требованию клиента сообщать свое полное фирменное наименование и место нахождения. Но ведь это обязательное условие при заключении договора, и отдельная норма тут абсолютно ни к чему. В том же пункте Правил экспедитора обязывают по требованию клиента выдавать сведения о тарифах перевозчиков. Опять вмешательство в договорные отношения!
Здесь, вероятно, следует сделать небольшое отступление, разъясняющее ситуацию. Дело в том, что на практике финансовые взаимоотношения между экспедитором и клиентом сводятся к двум системам: «cost +» и «комплексная ставка». В первой экспедитор работает за фиксированное вознаграждение (вариант – процент от стоимости перевозки) и обязан предоставить клиенту все счета перевозчиков, портов и других участников перевозки. При второй системе экспедитор предоставляет клиенту ставку, в которую включены прогнозируемые расходы, и далее действует «на свой страх и риск». Все, что осталось после оплаты услуг перевозчиков, портов и остальных участников перевозки – его вознаграждение. Вполне понятно, что в первом случае экспедитор отчитывается перед клиентом в соответствии с договором между ними – и смысла включать эту норму в Правила нет, а в другом – клиенту совершенно ни к чему знать тарифы остальных участников перевозки. Если же ставки экспедитора ему кажутся завышенными, он всегда может запросить ставки других экспедиторов и выбрать лучшие.
В качестве обобщающего послесловия хотелось бы сказать, что «Правила ТЭД» РФ не описывают в необходимой мере транспортно-экспедиторскую деятельность и в весьма малой степени затрагивают интересы остальных участников транспортного процесса и их взаимоотношений с экспедитором.
Правила сосредоточены в большей своей части на операциях с необязательными экспедиторскими документами, объявляя их обязательными. Украинские же «Правила осуществления транспортно-экспедиторской деятельности…», утвержденные в 1993 году Постановлением Кабмина № 770, на голову выше и могут с небольшими коррективами являться основой для нового подобного документа.
А учитывая суровую реальность, как российскую, так и нашу, мое отношение к нормативным документам государства можно описать таким образом: лишь бы «…никто вреда не приносил, не говоря уже о пользе!». Поэтому, чем меньше участие государства в процессе, тем лучше процесс – и российские Правила тому яркое подтверждение.
Комментарии
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.