№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Овощной бум на фоне логистического пшика

Опубликовано: 1.07.2011 00:00

Судя по состоянию рынка продуктов питания в Украине, овощная тема не теряет свежести… в отличие от самих овощей. Как и следовало ожидать, несмотря на начало сезона полевых овощей, ситуация не улучшилась. Как ТиЛ уже сообщал, «овощная» и «фруктовая» логистика в Киеве и его окрестностях развита слабо; не хватает современных овоще- и фруктохранилищ, не имеют мощностей по надлежащему хранению овощей и фруктов торговые сети, также возникают трудности с реализацией овощной и фруктовой продукции через столичные рынки. В этой связи руководство Киева пытается решить проблему путем строительства специализированных рынков.

 

Начало сезона «свежих» овощей и фруктов в Украине было отмечено относительно высоким уровнем цен. В начале июня обычно всегда резко дешевеют помидоры, огурцы, зелень, появляются морковь, свекла и ранняя капуста нового урожая. Однако по сравнению с аналогичным сезоном минувшего года цены на большинство овощей в начале июня2011 г. были как минимум на 20-30% выше. Также значительно подорожали по сравнению с минувшим сезоном ранние фрукты и ягоды, прежде всего клубника и черешня.

При этом спрос на овощи и фрукты украинского производства в крупных городах и мегаполисах, особенно в Киеве, резко возрос. В связи с этим возникают проблемы своевременной доставки овощей и фруктов и их хранения в непосредственной близости от мест реализации, особенно скоропортящихся.

Чтобы обеспечить киевлян дешевыми и качественными овощами, городское руководство с 1 июля 2011 г. запускает плодоовощной рынок «Столичный» на Окружной дороге в районе Софиевской Борщаговки. Строительство рынка началось еще зимой. Достроить рынок полностью обещают за четыре года. Инвестиции в него составляют 1,35 млрд. грн.

Место нового «овощефруктового» рынка является одним из наиболее «бойких» на окраине столицы – рядом расположены супермаркеты «Метро» и «Эпицентр». Всего для торговли будет отведено 140 га, это вдвое больше, чем самый крупный на сегодня рынок Украины – «7-й километр», причем первая очередь рынка предназначена для торговли «с машин». На оптовом рынке места забронированы крупными производителями и импортерами, которые смогут поставлять по две фуры в день, что дает огромную экономию затрат (до 10 раз) на логистике.

Производителям овощей и фруктов такая форма торговли выгодна, поскольку позволяет быстро реализовать урожай. Ожидается, что появление оптового рынка поможет снизить в Киеве цены на овощи и фрукты в среднем на 15-20%, так как супермаркеты, рестораны и даже перекупщики смогут закупаться непосредственно у производителей, без дополнительных расходов на посредников и перевозку.
Дело в том, что сегодня плодоовощная продукция поступает в рестораны Киева и в большинство розничных точек минимум через двух посредников. Они возят продукцию малотоннажными (обычно до 2 т) автомобилями, принадлежащими, как правило, самим аграриям или мелким провинциальным предпринимателям.

Чаще всего машины, в которых овощи и фрукты в сезон доставляются в Киев, не имеют холодильников. Если учесть, что в летний период кузов такого автомобиля может нагреваться до 50-60 градусов и выше, кроме того, машина несколько часов «трясется» сперва по проселкам, а затем по трассам, пока доедет до Киева, затем в Киеве так же «трясется» по пробкам и светофорам – то, даже не дойдя до посредника, хранилища или оптовой базы, овощи и фрукты уже в значительной мере теряют товарный вид. В столице овощи и фрукты с таких машин перегружают, и товар еще теряет в качестве. Затраты на 1 кг при перевозке такой машиной в 4-5раз выше, чем при перевозке 20-тонной фурой.

Цивилизованная логистика могла бы намного лучше решить задачу снабжения жителей Киева овощами и фруктами. Во-первых, необходимо, чтобы скоропортящиеся овощи и фрукты доставлялись из регионов в столицу крупными фурами, обеспеченными холодильными установками. Сразу по прибытии в столицу целесообразно не «расхолаживать» овощи и фрукты, а либо доставлять непосредственно в розничные торговые сети, также имеющие холодильники и хранилища, либо помещать их в холодильник в специализированном хранилище. Таким образом, потери могут быть сведены к минимуму.

Нужно также учитывать, что проблему нехватки крупных складов и хранилищ в окрестностях столицы, предназначенных для быстропортящихся овощей и фруктов, новый рынок не решит. На сегодняшний день именно из-за нехватки современных хранилищ 60% украинских овощей и фруктов, которые выращиваются и в частном секторе, и компаниями, не попадают к потребителю – они просто портятся и гниют.

В итоге возникает парадокс: Киеву не хватает дешевых овощей и фруктов, в то время как в 200-300 км от столицы гниет урожай. Иногда тот же урожай гниет прямо на столичных рынках – ведь если ту же клубнику реализовывать «с машины», не оснащенной холодильной установкой и не отправлять в специализированное хранилище, то всего через 5-6часов продукция портится, не говоря уже о том, чтобы хранящуюся «в обычных условиях» ягоду попытаться реализовать на следующий день. Немного лучше переносят хранение в неприспособленных местах черешня, абрикос, персики вишня – однако они тоже быстро теряют товарный вид.

Для того чтобы решить проблемы хранилищ украинским Кабмином в июне 2011 г. было принято решение выделить в 2012 г. государственные средства на удешевление кредитов и частичную компенсацию средств, затраченных на строительство овощехранилищ для того, чтобы стимулировать развитие логистики. Таким образом, правительство намерено стимулировать, во-первых, выращивание овощей и фруктов аграриями (которые из-за невозможности сохранить урожай сегодня часто отдают предпочтение другим культурам), а во-вторых – насыщение отечественного рынка дешевыми овощами и фруктами украинского производства. Также овощехранилища позволят сохранять урожай ягод и фруктов, что стимулирует аграриев к закладке новых садов и многолетних насаждений, а также ягодников. Не секрет, что существующие сады во многих регионах Украины просто выкорчевываются, а новые не закладываются потому, что в сезон сбора садоводам просто некуда сдавать урожай ион большей частью пропадает.

Если в следующем году аграрии получат значительную финансовую поддержку от государства в виде удешевления кредитов на строительство овощехранилищ, то в нашей стране может начаться настоящий «бум» строительства хранилищ для овощей и фруктов. Помимо всего прочего, это создаст дополнительные рабочие места, как на строительстве, таки на эксплуатации данных объектов. Напомним, что ранее министр аграрной политики Николай Присяжнюк уже заявлял, что строительство современных овощехранилищ на всей территории Украины обеспечит создание до 100 тысяч рабочих мест, поскольку обслуживание овощехранилищ нуждается в немалом количестве работников.

По словам министра аграрной политики Николая Присяжнюка, помимо строительства овощехранилищ, в приоритете государства является также обеспечение надлежащей подготовки к уборке плодоовощной продукции и сокращение расходов на посреднические услуги, которые стимулируют рост цен на овощи и фрукты. Сеть овощехранилищ позволит Министерству аграрной политики вовремя реагировать на вызовы рынка, благодаря товарным интервенциям стабилизируя цены, и получить значительные поступления в бюджеты всех уровней. В свою очередь, Премьер-министр Николай Азаров дал четко понять, что строительство овощехранилищ и развитие логистики будет на контроле не только министерства, но и правительства.

Систему овощехранилищ намереваются строить в рамках поддержки целевой программы создания сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. Создание сети овощехранилищ позволит не только насытить внутренний рынок, уменьшить импорт овощей и фруктов в межсезонье и удешевить стоимость этой продукции для населения, но и стимулировать экспорт. Не секрет, что многие виды овощей и фруктов в сезон их сбора просто «не успевают вывезти» из Украины – они портятся; кроме того, часто урожай многих овощей и фруктов по времени «совпадает» с аналогичным урожаем в странах-импортерах (той же России) и плодоовощную продукцию приходится продавать по дешевке. Наличие овощехранилищ позволит «придержать» овощи и фрукты в Украине до того момента, когда на внешних рынках цены на них будут расти, и заработать на экспорте. Хранилища для овощей и фруктов в логистическом сегменте рынка – одно из ключевых звеньев. Хотя в столице и ее окрестностях некоторые предприятия начали строить хранилища, темпы их ввода в действие пока что намного отстают от потребностей рынка.

В связи с огромным спросом на современные хранилища для овощей и фруктов «в сезон», инвестиции в создание таких хранилищ должны окупаться намного быстрее, чем инвестиции в торговые сети и новые рынки. Проблема заключается в том, что на нынешних складах и хранилищах, даже современных, недостаточно холодильно-морозильных камер для предварительного охлаждения и холодильников для долговременного хранения. Также зачастую транспорт, который подвозит к складам, рынкам и супермаркетам скоропортящиеся овощи и фрукты, не оснащен холодильными установками. В итоге получается, что многие овощи и фрукты не обеспечиваются надлежащим «холодным» хранением по всей цепи – от производителя до потребителя свежей плодоовощной продукции со строгим соблюдением условий хранения.

Между тем в Украине наблюдается четкая тенденция к росту уровня потребления плодоовощной продукции на душу населения. За последние пять лет (с 2005 г. по 2010 г.) данный показатель возрос со 146 до 164 кг на одного человека. Исходя из того, что в странах ЕС этот показатель находится на уровне 225 кг, эксперты прогнозируют и дальнейший рост данного сегмента рынка сельскохозяйственной продукции. Из-за роста цен и спроса на овощи и фрукты, их производство становится все более выгодным. Так, в 2010 г. общие доходы производителей фруктов и овощей в Украине составили 65 млрд. грн. (для сравнения: в молочном секторе – 25,4млрд. грн.). Доходы и производителей, и торговых сетей были бы гораздо большими, если бы на должном уровне была развита логистика и поставки свежих овощей и фруктов от производителей и потребителей. В идеале овощное и фруктовое производство вообще должно быть «безотходным» – т.е. овощи и фрукты, которые не удалось реализовать в торговой сети еще до начала необратимых процессов по их порче, должны идти на переработку (естественно, при соблюдении санитарных норм – пускать на переработку уже гнилые овощи и фрукты недопустимо). К примеру, ту же клубнику, если ее не удалось реализовать за день, целесообразно не хранить до следующего утра (она может до него просто «не дожить»), а сразу же пустить на переработку на джем, варенье, компот.

Крупные логистические центры и торговые сети, имеющие собственные овощехранилища, на следующем этапе вполне могут построить и собственные консервные и перерабатывающие мощности, что даст только дополнительный доход, однако в первую очередь необходимо решить вопрос с достаточным количеством хранилищ.


 

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация