№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Подтверждение таможенной стоимости — ЧП или бизнес-процесс?

Опубликовано: 1.06.2012 16:13     Автор: Алена МАКСИМЧУК

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Украине совсем не готовы к стремительному изменению таможенного законодательства. Импортеры указывают на ряд причин, которые могут привести к значительным убыткам компаний по статье затрат на таможенную логистику особенно. Неужели процесс работы с таможней для участника ВЭД настолько дорого обходится и так сложен?

Прояснить ситуацию попытались участники круглого стола на тему «Практика подтверждения таможенной стоимости на стадии таможенного оформления груза». Мероприятие было организовано компанией ЮВИКСЕЛ при поддержке информагентства УНИАН, где и происходила сама встреча. Нововведением была онлайн-трансляция заседания, что позволило участникам из других регионов принять активное участие в круглом столе, задать вопросы и предоставить свои комментарии. Участниками круглого стола стали учредители и директора, руководители и менеджеры отделов таможенного оформления, ВЭД, логистики компаний Элит Украина, Визаж Дистрибюсьон, СУМАТРА-ЛТД (ТС КОСМО), Элин, Фрониус Украина, Хилти Украина, АЧФ Ранок, Фирма МДЛ, МорскойДом, Торговый Дом Кампус Коттон Клаб, Эссельте Украина, ХОМАКС, МИРС, IDS GROUP, Софит-Люкс, Арго-Р, КОМТЕК СЕРВИС, ЧП Кристал Гласс, Грос-Арт, Роквул Украина, Мобилис Логистик, Глобал Транс и др.Ярослав Степченков (эксперт-консультант по вопросам логистики и ВЭД), Галина Вдовина (глава рабочей группы Общественного Совета при ГТСУ на Южной таможне), Сергей Доротич (председатель регионального совета предпринимателей Киева и председатель ВОО «Союз защиты предпринимательства») выступили с экспертными оценками сложившейся ситуации и дали ряд рекомендаций участникам мероприятия по вопросам работы с таможней сейчас и после вступления в силу нового Таможенного кодекса.

Подтверждение таможенной стоимости

Ярослав СТЕПЧЕНКОВ  выступил с заявлением о том, что новый Таможенный кодекс мало что изменит. Таможня как была, так и останется инструментом пополнения бюджета. Эксперт поделился с аудиторий секретом успешной организации работы с таможенными органами по принципу обязательного преобразования ее в бизнес-процесс. По опыту собственной деятельности господин Степченков  представил аудитории ряд рекомендаций по процессу подтверждения таможенной стоимости. А именно:

1. Таможенная стоимость должна подтверждаться на стадии декларации. Пусть первая машина с товаром простоит неделю-две, но потом это «сторицей окупается».

2. При поставке первой партии товара обязательно нужно получить положительное решение по вышеуказанному методу. Ведь далее процесс подтверждения стоимости будет значительно упрощен и юридически обоснован. Например, при поставке нового товара эксперт рекомендует завезти небольшую партию продукции (1-2 ящика), чтобы не поиметь большие финансовые затраты при задержке процесса таможенного оформления.

3. В таможенные органы стоит подавать документы с сопроводительным письмом, в котором необходимо акцентировать на своем законном праве в рамках консультации высказать свое мнение по поводу определения таможенной стоимости по ввозимому товару и этим показать знание таможенного законодательства. Обязательно такое письмо подается в письменной форме. Если же его не принимает инспектор, то это письмо подается в общий отдел. «Молчаливая» подача документов чаще всего обходится очень дорого для компании.

4. Законы и постановления, на которые ссылается таможня, нужно обязательно знать и понимать. Особенно эксперт рекомендует обязательное изучение и понимание

Таможенного Кодекса (ч. 3 ст. 260, ч. 2 ст. 264, ч. 2 ст. 264, ч. 3 ст. 265, ч. 4 ст. 267, ч. 4 ст. 268, ч. 7 ст. 268);

Постанови Кабинету Міністрів України від 20.12.2006 р. № 1766 (абзац 5 п.4, абзац 1 и 2 п.11, п. 13, п. 17);

«Методичних рекомендацій із застосування окремих положень Порядку декларування митної вартості товарів, які переміщуються через митний кордон України, та подання відомостей для її підтвердження», затверджених наказом ДМСУ від 19.10.2010 р. № 1242 «Про забезпечення контролю за правильністю визначення митної вартості товарів».

Ярослав Степченков настойчиво рекомендовал изучить законы и писать письма в таможню, следуя этим несложным рекомендациям и привел пример из собственного практического опыта. Эксперт достиг снижения таможенной стоимости по отношению к ранее подтвержденной, обеспечил ввоз товаров по самой дешевой цене в Украине на данный момент. Процедура подтверждения таможенной стоимости от момента подачи документов до момента выхода машины с таможни у его фирмы занимает от 4 до 6 часов, сегодня сформировалось положительное отношение к компании у таможенных органов, что уже работает на упрощение процедур таможенной очистки.

Галина Вдовина поделилась менее оптимистичными мыслями по поводу работы с таможней Южного региона (Одесса, Ильичевск). Экспертом был обозначен ряд проблемных вопросов, которые возникли у субъектов ВЭД на Южной таможне.

Участники вспомнили заявление таможни, что 25% импорта оформляется по прямым контрактам. Возникли вопросы: Что такое прямой контракт? Где это обозначено и определено? Оказывается, в таможенном законодательстве отсутствует понятие «прямой контракт» или «непрямой контракт». И об этом важно помнить при общении с таможней.

Но все же остается под вопросом оформление прямого контракта с такой страной как Китай, где совсем другой подход к ведению бизнеса. И это значительно усложняет процесс таможенного оформления товара в Украине.

Эксперт привела пример компании, контейнеры которой с ноября 2011 года (при полном пакете документов) стоят на таможне по причине невозможности предоставить первичную документацию страны-отправителя. А, к примеру, импортеру шин Южная таможня определила таможенную стоимость в три раза выше, чем Киевская на такой же товар. По вопросу требования таможней дополнительных документов, которые сложно или невозможно предоставить, Галина Вдовина обратила внимание участников на ст. 272 Таможенного кодекса. Здесь важен последний абзац, который сводится к тому, что «должностное лицо таможенного органа не может требовать  или вынуждать другое лицо, не являющееся резидентом, предоставлять для изучения или разрешать получать доступ к любому счету либо другим записям для целей определения исчисления стоимости. Информация, предоставленная производителем товаров для целей определения таможенной стоимости, согласно положению данной статьи может быть проверена в стране производителя товаров органами власти Украины с согласия производителя товаров и при условии уведомления заблаговременно правительства страны производителя товаров и при условии отсутствия возражений против такой проверки». Эта цитата подтверждает то, что таможенные органы при требовании пакета первичной документации страны-производителя, нашими же «руками» вмешиваются в экономическую деятельность другого государства.

Поэтому стоит знать, что в Украине во главе таможенного законодательства стоит Таможенный Кодекс, далее Постановления Кабинета Министров Украины, принятые по основным вопросам таможенной деятельности и Приказы ГТСУ, включая методические рекомендации ГТСУ.

Таким образом, в первую очередь стоит опираться на статьи Таможенного кодекса, где не обозначено понятие «прямой контракт». В ТК присутствует определение термина «контракт».

 по поводу работы с таможней Южного региона

Сергей Доротич внес некоторую ясность по поводу нового Таможенного кодекса. Ряд нововведений в Таможенном кодексе Украины может значительно повлиять на организацию внутренних бизнес-процессов компаний. Особое внимание эксперт рекомендует обратить на:

  • Ст. 12 ТКУ, определяющую экономических операторов. Преимущества: выборочное определение, автоматическое применение первого метода определения таможенной стоимости; проверка этих субъектов ВЭД один раз в 30 месяцев (обычного субъекта ежемесячно). Сергей Доротич рекомендует компаниям как можно быстрее подать запрос на получение статуса экономического оператора, что значительно упростит процессы в дальнейшем.
  • Ст. 23 ТКУ, которая определяет процедуру предварительного согласования. Преимущества импортера: при ввозе товара импортер подает запрос о процедуре предварительного согласования, и полученный ответ действителен на протяжении 3-х лет.
  • Ст. 49  и 58 ТКУ, которые регулируют метод определения таможенной стоимости. 
  • Ст. 54 п. 7 декларирует процесс автоматичного определения таможенной стоимости в случае, когда таможенный орган не может аргументировано доказать, что заявлена неполная или недостоверная информация по таможенной стоимости, заявленной декларантом или уполномоченным ним представителем. Это, как и преимущество, так и недостаток, который требует нормативного регулирования.

Ряд нововведений в Таможенном кодексе Украины

Эксперт рекомендовал действовать на опережение:

  • утвердить в компаниях внутренний Стандарт безопасности, заверенный руководителем предприятия. И при прохождении процедуры регистрации экономического оператора (ст. 12 ТКУ) приложить этот Стандарт к пакету документов.
  • Наличие системы учета товаров, которая дает возможность сравнивать ведомости, предоставленные таможенным органам. Стоит обратиться с письмом в ГТСУ (таможенный пост, где вы зарегистрированы) с запросом о предоставлении ведомостей по системе учета товаров, по какому кодификатору проходит товар.
  • Заказать экспертизу по определению степени риска товара, что позволит быть во всеоружии перед любыми запросами и утверждениями таможенных органов.

действовать на опережение

 

Эксперты призвали участников:

1. Не молчать и не соглашаться на то, что Вам предлагают/утверждают «устно», нужно обязательно бороться за «свою» таможенную стоимость.

2. Активно отстаивать свои интересы, привлекать других субъектов внешнеэкономической деятельности к совместным действиям и обращениям с письмами к вышестоящим органам управления. («Стучаться во все двери и высказывать свою позицию!»).

3. Идти на опережение. Знать/понимать нормативные акты, которыми оперирует таможенный орган.

4. Проявить активность в рабочей группе по разработке нормативных актов с ВОО «Союз защиты предпринимательства» (www.zahust.com).

5. Обращаться за помощью/консультациями в решении проблемных ситуаций на таможне в Общественный Совет при ГТСУ (www.public-council.customs.gov.ua), ВОО «Союз защиты предпринимательства» (www.zahust.com).

6. Помнить, что последнее слово за Верховным Судом и свою позицию нужно отстаивать принципиально в суде.

бороться за «свою» таможенную стоимость

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация