№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Закон Украины «О морских портах»: первые впечатления

Опубликовано: 1.06.2012 12:17     Автор: Артур Ницевич

Артур Ницевич управляющий партнер
Александр Чеботаренко старший юрист Международная юридическая служба

В Украине принят и опубликован новый Закон «О морских портах». Что важного хотелось бы отметить в первую очередь? Прежде всего, то, что долгожданная реформа правового статуса морских портов, в конечном счете, запущена…

Вступление в силу и переходный период

Как и при любом большом преобразовании, при реформе портов, прежде всего, нужно преодолеть разрыв между ее принятием и введением. В Украине на эту задачу по Закону отведен год. В общем, ряд положений Закона вступили в силу с момента его публикации, с 13 июня текущего года. Морские терминалы получают правовой статус ранее присущий только морским портам и, таким образом, становятся субъектами права - предприятиями. Функционирующие морские порты и терминалы автоматически включаются в Реестр морских портов Украины. На протяжении года должна быть проведена значительная организационная работа (реорганизация публичных компаний, инвентаризация имущества и так далее). С нашей точки зрения одного года достаточно для осуществления этих действий.

Функционирование портов и принципы развития

Принципы функционирования портов требуют особого внимания. Они определены в ст.4 Закона:

1) объединение интересов и деятельности государства в лице службы капитана морского порта, администрации морских портов Украины, других государственных предприятий, обеспечивающих функционирование морского порта, и субъектов хозяйствования, которые ведут деятельность в морском порту;

2) сохранение и создание, в частности, на основе объединения имущества частной, государственной и коммунальной форм собственности, единых имущественных комплексов, расположенных на территории и в акватории морского порта – это если не единственный, то наиболее эффективный, путь организации государственно-частного партнерства в портах;

3) обеспечение конкуренции среди субъектов хозяйствования, производящих одинаковую продукцию (товары, работы, услуги) в морском порту;

4) отделение административных функций по обеспечению безопасности мореплавания и по контролю за ней от хозяйственной (коммерческой) деятельности;

5) разграничение функций обеспечения безопасности мореплавания и надзора (контроля) за безопасностью мореплавания;

6) обеспечение безопасности мореплавания и хозяйственной деятельности в порту;

7) целевое использование портовых сборов;

8) сохранение в государственной собственности стратегических объектов портовой инфраструктуры морского порта;

9) равноправие всех субъектов хозяйствования, ведущих деятельность в морском порту, недопущение дискриминации в доступе до объектов портовой инфраструктуры общего пользования. Дело за малым: внедрить эти принципы в жизнь.

Планирование и стратегическое развитие

 Прежде, чем начинать движение, необходимо выбрать направление. Это аксиома. Стратегия перспективного развития портов Украины на 25 лет (Стратегия) должна быть разработана Министерством инфраструктуры и утверждена Кабинетом Министров Украины. Планы развития портов подразделяются на долгосрочные (25 лет), среднесрочные (10 лет) и краткосрочные (5 лет). Эти планы должны быть разработаны и реализованы с учетом планов развития морских терминалов, также как и планов развития компаний, чьи товары или сырьевые материалы являются объектами экспортно-импортных операций и обрабатываются как грузы в морских портах.

План развития каждого порта должен быть утвержден Администрацией морских портов Украины. Эти планы должны соответствовать положениям Стратегии в краткосрочной перспективе и содержать детализованную схему территории морского порта.

Такие методы планирования вполне соответствуют современной концепции Украинского государства. Наблюдается определенная вертикаль планирования, что соответствует объявленному тренду — портам необходимо уходить от внутренней конкуренции.

Частные инвестиции и государственно-частное партнерство

Государственную линию, направленную на поощрение партнерства государственных и муниципальных властей с бизнесом трудно переоценить. Единственный способ сделать это заключается в стимулировании и защите частных инвесторов. Не секрет, что предыдущие частные инвестиции в украинские морские порты можно посчитать на пальцах одной руки. И большинство этих инвестиций были сделаны в новые проекты. Это означает, что государственно-частное партнерство — это проблема сегодняшнего, если не вчерашнего дня, для портовой индустрии Украины.

Статья 25 Закона представляет особый интерес в этом отношении. Конечно, этот короткий обзор не может претендовать на всесторонний анализ Закона, его экономических и социальных последствий. Более того, в ряд других украинских законодательных актов будут внесены изменения в соответствии с этим Законом. Здесь мы приведем лишь некоторые положения Закона, которые считаем наиболее интересными.

  • Упомянутая статья предусматривает акционирование государственных компаний и дальнейшее отчуждение акций публичных компаний, созданных в результате этого. Она также обеспечивает продажи активов целостных имущественных комплексов на конкурсной основе;
  • Предусматривается аренда причалов и других объектов инфраструктуры на длительный срок, в том числе с правом выкупа (за исключением стратегических).

Положения статей 26 и 27 направлены на привлечение и защиту частных инвестиций. Статьи предусматривают, что портовые сборы могут быть использованы для компенсации частных инвестиций, сделанных в стратегические объекты или портовую инфраструктуру. По нашему мнению, сама идея частных инвестиций в стратегические объекты весьма полезна, поскольку направлена на удовлетворение интересов, как государства, так и частного инвестора. Это будет способствовать заключению государственно-частных договоров о партнерстве. Следует отметить, что перечень инвестиционных соглашений в соответствии с Законом не является исчерпывающим. Простое товарищество (договора о совместной деятельности), концессия, сотрудничество и другие виды договоров могут использоваться сторонами для установления государственно-частного партнерства. На базе целостных имущественных комплексов портовой инфраструктуры могут быть созданы публичные акционерные общества, которые смогут приобретать земельные участки в долгосрочную аренду.

Таким образом, можно считать, что инструменты портовой реформы четко определены. И главный инструмент — приватизация — был успешно протестирован в Украине на практике. В то же время стратегические объекты портовой инфраструктуры не подлежат приватизации или отчуждению иным способом. Речь идет о гидротехнических сооружениях, объектах портовой инфраструктуры общего пользования, средствах навигационного оборудования и других объектах навигации, гидрографической и картографической поддержки, а также системах регулирования движения судов. Похоже, что предположения о будущей приватизации стратегических объектов портовой инфраструктуры, которые появились в украинских СМИ, не имеют под собой оснований и оказались просто инсинуацией.

Земельные отношения

Всем известно, что земельные отношения являются камнем преткновения не только в портах, но и в целом в таком промышленно-аграрном государстве, как современная Украина. Поэтому земельные отношения также являются предметом правового регулирования Закона. Положения его раздела V посвящены именно земельным вопросам.

Статья 24 заслуживает особого внимания в этом отношении, так как именно она регулирует правовой статус земель морского порта. Например, 3-я часть этой статьи предусматривает, что портовая территория может состоять из земли морского транспорта, земель промышленности и земель водного фонда. Это кладет конец схоластическим спорам в отношении правовой природы земель морских портов.

Что еще необходимо для инвестиций? Статья 25 (1) предусматривает, что земельные участки в порту могут быть в государственной, муниципальной и частной собственности. Таким образом, можно считать, что вопрос земли, который был препятствием для привлечения иностранных инвестиций,  наконец-то решен на законодательном уровне.

И последнее. На наш взгляд, Закон довольно качественно сделан с точки зрения юридической техники и логики. Впереди — его всесторонний анализ. 

LEGAL
nterlegal 

Закон Украины «О морских портах»

 

 

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация