№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Terra incognita: рынок услуг GPS-мониторинга

Опубликовано: 23.02.2008 00:00
Сайт государственного ведомства существовал, на нем даже был предусмотрен раздел со списками лицензиатов, где предлагалось скачать упакованный файл. Как легко догадаться, ничего при этом не скачивалось. Формально – списки как бы есть, но получить их гражданину не удается. И это в ведомстве, которое должно было бы быть охвачено информатизацией в первых рядах. При телефонном обращении в комиссию нам посоветовали обратиться с письменным запросом к председателю. Из всего этого следует, что если гражданин или организация намерены воспользоваться услугой GPS-мониторинга и хотят проверить легальность действий компании, эти услуги предоставляющей, то уточнить информацию о лицензиате на сайте лицензирующей организации они не смогут. Вот вам и программа «Электронное правительство».

Не получив информацию в государственном ведомстве, мы обратились с кратким опросом к самим поставщикам услуг GPS-мониторинга. Из полутора десятков опрашиваемых отозвались шестеро.

Первый вопрос касался оценки объемов рынка: сколько машин оборудовано, сколько операторов работает, каковы затраты рынка в год на услуги GPS-мониторинга и какова динамика роста рынка. Как выяснилось, истинных объемов рынка точно никто себе не представляет и специальные исследования на эту тему отсутствуют. Компании – субъекты рынка весьма неопределенно представляют себе тот рынок, на котором работают. Впрочем, если они без этого обходятся, значит, сам рынок еще не достиг того состояния, когда для эффективного продвижения просто необходимо иметь представление об уровне насыщенности потребителей системами мониторинга. Тем не менее, какую-то общую картину можно составить.

По мнению Михаила Якубовича из компании «РКС», системами GPS-мониторинга в Украине оборудовано примерно 10-20 тыс. машин. Директор компании «Элситон» Олег Олексиенко оценивает потребность рынка величиной порядка 15 тыс. единиц. Более расплывчато оценивает рынок Дмитрий Воронько, руководитель отдела VAS компании «Плей Мобайл Технолоджи». Он считает, что около 50% крупных компаний-перевозчиков уже внедрили или начинают внедрять подобные системы.

Относительно числа игроков на рынке предоставления услуг GPS-мониторинга участники опроса также не были консолидированы в своем мнении. Диапазон оценок составил 10-30 компаний, где верхняя оценка принадлежит «Плей Мобайл Технолоджи», а нижняя – «Элситон». Среднее значение в 15 компаний-операторов указала компания «РКС».

Вопрос о затратах рынка в год на упомянутые услуги поставил участников опроса в тупик. Истинные объемы мало кто себе представляет. Однако, по мнению Михаила Якубовича из компании «РКС», объем услуг, предоставляемых на рынке, составляет порядка $ 1 млн. в год. Не зная объемов, сложно судить о динамике роста. В этой части компании ориентируются на собственные показатели, не рискуя, впрочем, экстраполировать их на весь рынок. Как сообщает компания «РКС», рост объемов в 2007 г. составил 50% с прогнозом на 2008 г. порядка 100%. У «Плей Мобайл Технолоджи» объемы 2007 г. выросли на 100%, а у компании «Скайлок-Украина», по словам ее генерального директора Бориса Коваля, – на 30%, с прогнозом на 2008 г. – не менее 50%.

Вторая группа вопросов, предложенных участникам, предлагала представить примеры компаний-клиентов, внедривших подобную услугу, и их отзывы о качестве услуги, фактических объемах экономии и сроках окупаемости инвестиций в системы слежения.

Никита Резцов, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании «Дигси», приводит несколько отзывов.

Говорит Игорь Семич, директор киевского СМУ №24. «Наша компания уже не первый год занимается строительством, автопарк состоит из самосвалов КамАЗ. Машины совершают рейсы по городу Киеву и его окрестностям. Раньше не всегда можно было посчитать, сколько раз, не говоря уже о том, куда ездил автомобиль, водитель мог сказать что-то вроде «не помню», а с нынешними ценами на топливо это самое «не помню» могло вылиться в крупную сумму. После внедрения системы контроля мы имеем все необходимые данные и можем эффективно рассчитать экономические показатели, основываясь на достоверной информации о пробеге, маршрутах, количестве «ходок» и разгрузок. Что само по себе очень важно, так как оплату мы берем за тонно/километр. Также руководство компании может получить отчеты о расходе топлива, количестве заправок и сливов, а главное – мы видим, сколько на самом деле было залито в бак. Это действительно позволяет повысить дисциплину водителей. Система мониторинга проста в использовании, надежна и неприхотлива. И плюс ко всему, позволяет обезопасить автотранспорт, так как есть возможность дистанционно заблокировать стартер. Такие выгоды не всегда можно выразить в деньгах, но и в экономическом смысле она окупится, я думаю, в течении 9-12 месяцев».

Другой пример, говорит Дмитрий Литвинов, начальник IT-отдела компании «Эталон – Украина». «Мы занимаемся доставкой воды, компании необходимо в реальном времени знать, где находятся автомобили. Используя систему мониторинга, диспетчер видит, где находится машинка сейчас (данные поступают буквально каждую минуту). Поступает заказ по такому-то адресу, диспетчер смотрит на карту, видит ближайший автомобиль и передает на него этот заказ. Все предельно просто, но в тоже время эффективно, ведь, кроме текущего местоположения, у нас есть вся история поездок, к которой можно обратиться в любой момент. Таким образом, компания экономит на установке раций, может уменьшить затраты на персонал, который контролировал перемещения машин и расход топлива».

Как считает Дмитрий Воронько, руководитель отдела VAS компании «Плей Мобайл Технолоджи», по отзывам клиентов, окупаемость происходит через 3-6 месяцев эксплуатации системы. В основном – за счет экономии топлива и расходов на командировки водителей. Михаил Якубович, в свою очередь, считает, что окупаемость наступает быстрее, примерно за 2-3 месяца. Директор компании «Видис» Юрий Федосеев приводит собственную оценку: «Правильно организованная система может обеспечить высокий экономический эффект – снизить на 10-20% расходы на ГСМ, однако существует зависимость: чем лучше организована работа транспорта, контроль, чем выше культура персонала (водителей), выше оплата их труда, тем меньше процент экономии. Там, где прямые хищения минимальны, экономия возможна, в основном, за счет улучшения логистики и оптимизации скоростных режимов». Олег Олексиенко, директор компании «Элситон», считает, что окупаемость затрат на установку системы мониторинга наступает не ранее, чем через год после начала ее эксплуатации.

По мнению Никиты Резцова, внедрение систем мониторинга позволяет сократить затраты на топливо на 5-20%, простои – на 10-15%, полностью устранить нецелевое использование транспорта и риски, связанные с нарушением скоростного режима и вообще режима движения. Михаил Якубович в своих оценках еще более оптимистичен, считая, что возможно достижение уровня экономии топлива до 30%. Со своей стороны добавим, что такое возможно, наверное, лишь на начальной стадии эксплуатации в компаниях-перевозчиках, где контроль находится в крайне запущенном состоянии.

Технико-экономическим решениям систем GPS-мониторинга посвящена третья группа вопросов: технические отличия, стоимость, затраты на один комплект, абонплата за обслуживание.

Вот что считает по этому поводу Юрий Федосеев: «В настоящее время есть из чего выбирать, и возникла задача поиска оптимального решения. Диапазон цен на оборудование (если рассматривать системы с наиболее популярным GPRS – каналом передачи данных) примерно от 1500 до 3000 грн., в зависимости от функциональных возможностей, программное обеспечение может быть бесплатным или оплачиваться отдельно в диапазоне 500 – 1000 грн., иногда цена зависит от количества обслуживаемых транспортных единиц и рабочих мест. Стоимость монтажа оборудования может быть в пределах от 0 до 250 грн., если еще необходима тарировка бака для контроля расхода топлива, плата существенно выше – порядка 500 – 600 грн. Важным моментом при внедрении GPS-мониторинга является обеспечение минимальных затрат на эксплуатацию. Примерный уровень абонентской платы за доступ к серверу данных составляет примерно 80-120 грн. в месяц за одну транспортную единицу. В некоторых случаях предприятию целесообразно иметь свой сервер и не платить абонентскую плату, но тогда необходимо приобрести серверное программное обеспечение, которое может стоить 10 – 30 тыс. грн., цена его, чаще всего, зависит от количества приобретаемых комплектов бортового оборудования. При этом необходимо понимать, что либо на предприятии должен быть IT-персонал соответствующей квалификации, его придется нанимать и платить приемлемую зарплату. Расходы на трафик существенно зависят как от требований к оперативности и точности контроля, так и от выбранного оператора передачи данных (мобильной связи). Ориентировочно можно считать, что объем передаваемых данных находится в пределах 10 МБ, а расходы на его оплату – в районе 20 – 40 грн.» Отличие системы компании «РКС» от аналогичных, представленных на рынке, в большей степени адаптированности к требованиям отечественных клиентов, – утверждают представители компании. «Тот факт, что вся система от бортового оборудования до программного обеспечения является полностью нашей разработкой, позволяет нам оперативно реагировать на требования рынка. В настоящее время серийно прозводится 12 модификаций бортовых устройств, позволяющих решить самые разнообразные задачи. Такое большое количество объясняется тем, что, на наш взгляд, универсальное устройство создать невозможно. Для одних его возможностей не хватит, а для других – они будут избыточны. Уж слишком различны требования наших клиентов… Конструкция, схемотехника и программное обеспечение постоянно совершенствуются. Другим важным отличием нашей системы является решение задач контроля расхода топлива. Постоянно растущая доля стоимости топлива в расходах бизнеса и особенности национального менталитета (высокий уровень хищений топлива персоналом) делают эту задачу одной из наиболее востребованных на сегодня. Мы предлагаем готовые решения на основе высокоточных ультразвуковых и емкостных датчиков топлива, а также экономичное решение на основе штатных датчиков (однако точность в этом случае будет невелика…). Мы предлагаем клиентам как автономные системы мониторинга, так и работу в нашей системе под коммерческим названием AutoVision System. Клиент может выбрать как решения «онлайн» – мониторинг в реальном времени, так и режим «офлайн» – контроль по возвращению автомобиля в парк. Все оборудование сертифицировано в Украине и России. Стоимость бортовых устройств составляет от 1900 грн. При подключении к системе AutoVision System абонплата составляет 50 – 120 грн. в месяц. При выборе автономной системы – абонплата отсутствует».

Компания «Скайлок-Украина» сообщает о своих технических решениях следующее. «Все предлагаемое компанией «Скайлок-Украина» оборудование произведено в Израиле, сертифицировано в Украине, а также имеет более 20 международных сертификатов. Система «Sky Lock» использует для передачи данных технологию GPRS, а также ряд дублирующих каналов, что позволяет осуществлять мониторинг и контроль в режиме реального времени. На сегодняшний день компания предлагает своим клиентам возможность испо-льзования трёх различных типов оборудования. Для клиентов, чей автопарк служит для перевозок внутри Украины и состоит из легковых автомобилей или пикапов, предлагается оптимальное ценовое решение – оборудование

«Sky Lock» Compact GPS/GPRS Lоw cost стоимостью от 2700 грн. за комплект. Для перевозчиков, чей транспорт необходимо отслеживать за пределами Украины, предлагается стандартный пакет оборудования стоимостью от 3200 грн. за комплект. Компаниям, владеющим большегрузным автопарком, когда необходимо не только иметь информацию о местоположении и состоянии систем автомобиля, но и осуществлять жёсткий контроль расхода топлива, предлагается обоудование стоимостью от 3900 грн. за комплект. Такое оборудование позволяет контролировать необходимые параметры через CAN-шину автомобиля без использования дополнительных датчиков и внесения конструктивных изменений в системы автомобиля. Клиентам компании «Скайлок-Украина» предоставляется выбор из трёх различных вариантов использоания системы мониторинга и контроля автомобильных перевозок. Для компаний с небольшим автопарком предлагается возможность создания абонентского центра мониторинга автотранспорта на базе системы «Sky Lock». Такое построение системы предусматривает передачу в пользование клиенту необходимого программного комплекса и пространственных баз данных (электронных векторных карт), а также предоставление комплексной поддержки (абонентского обслуживания) специалистами компании «Скайлок – Украина» на протяжении всего срока функционирования центра. Стоимость услуги – 150 грн. в месяц. Для клиентов, желающих контролировать собсвенный автопарк без создания специального рабочего места оператора, внешнего IP-адреса, покупки дорогостоящего серверного оборудования, пространственных баз данных и специального программного обеспечения, предлагается удалённое поль-зование системой мониторинга автотранспорта «Sky Lock» при помощи веб-портала, которое подразумевает возможность контроля автотранспортных средств в сети Internet непосредственно на веб-сайте компании «Скайлок – Украина». Определение местоположения и состояния автотранспорта может осуществляться в любое удобное для пользователя время с любого персонального компьютера, имеющего доступ в Internet. Стоимость услуги – 175 грн. в месяц. И наконец для владельцев крупных автопарков, желающих создать собственный независимый центр мониторинга, предлагается возможность приобретения необходимого оборудования и программных продуктов. В этом случае единоразовые затраты составят около 20 тыс. грн.».

Компания «Элситон» сообщает о своих технических решениях немного. «Система контроля транспорта «Глобус» позволяет решить все основные задачи, встающие перед клиентом, т.е. диспетчеризацию перевозок, контроль пройденного пути (с точностью до 0,2%) и других параметров движения, охранную функцию и ряд дополнительных возможностей. Стоимость одного комплекта СКТ «Глобус» – 2200 грн., а стоимость доступа к интернет-серверу компании – 20 грн. в месяц».

Компания «Плей Мобайл Технолоджи» сообщает о своих решениях лишь то, что стоимость комплекта оборудования составляет порядка 2000 грн. при ежемесячных расходах около 90 грн.

Обращаясь к участникам с четвертой группой вопросов, мы просили их представить структуру экономии средств при эксплуатации машин с системами мониторинга. С этим, видимо, возникли трудности, но тем не менее компания «Дигси» привела собственное обоснование.

«Большегрузный автомобиль расходует топлива на сумму от 15 тыс. грн. в месяц, а учитывая постоянный рост его стоимости, сумма будет увеличиваться. Т.е. только на топливе можно сэкономить от 750 до 3000 грн. Грузовой автомобиль приносит в месяц 5 – 10 тыс. грн. прибыли. Т. е. сокращение простоев может в перспективе принести еще 500 – 1000 грн. в месяц. Грузовой автомобиль на эксплутацию шин (это одна из крупнейших статей затрат) тратит в среднем 1000 – 1800 грн. За счет более точного учета пробегов можно будет сохранить для себя 10-20% от этой суммы, т. е. еще 100 – 300 грн.».

«Структура экономии зависит от вида деятельности, – говорит Михаил Якубович. – Для одних главное – контроль топлива, для других – точность соблюдения графиков... Поэтому не все преимущества от внедрения системы просто оценить в денежном выражении».

Компания «Элситон» приводит достаточно обобщеную структуру составляющих экономического эффекта:

Е = Е1+Е2+Е2+Е4,

где Е1 – эффект от прямой экономии топлива, Е2 – эффект от уменьшения издержек на эксплуатацию транспорта, Е3 – эффект от оптимизации управления и Е4 – организационно – профилактический эффект от повышения дисциплины персонала. Величина каждого показателя индивидуальна для предприятия и зависит от функций, которые оно выполняет.

Таким образом, подведем итог опросу наших участников. На рынке Украины присутствуют примерно 15-20 активно растущих поставщиков услуг мониторинга. Объем рынка услуг мониторинга оценивается примерно в $ 1 млн. с тенденцией к росту с темпом примерно 50% в год. Установленный парк оборудования оценивается примерно в 15 тыс. ед. Стоимость комплекта оборудования, в зависимости от его функциональности, составляет несколько сотен долларов с окупаемостью в среднем за полгода при расходах на абонплату за обслуживание в пределах 100 грн. в месяц.

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация