№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Президент ветировал Закон «О морских портах Украины»

Опубликовано: 12.01.2012 15:48

Как сообщается на сайте главы государства, принятый Верховной Радой Украины 3 ноября 2011 Закон Украины "О морских портах Украины" не может быть подписан, исходя из следующего.

Законом акватория морского порта определяется как отведенная администрации морских портов Украины за пределами судового хода часть водного объекта (водных объектов) в определенных пределах, включающая водную поверхность и расположенные под ней земли водного фонда, предназначенные для подхода, маневрирования, стоянки и отхода судов (пункт 2 статьи 1, а также абзац шестой подпункта 2 пункта 2 Раздел VIII "Заключительные положения" относительно дополнения Водного кодекса Украины определением термина "акватория морского порта (акватория)").

Акватория морского порта отводится (предоставляется в пользование) администрации морских портов Украины на основании решения Кабинета Министров Украины, при этом отдельное решение об отводе земель водного фонда не принимается. Границы земель водного фонда определяются координатами границ отведенной акватории (часть третья статьи 9 Закона).

В этой связи следует отметить, что согласно статье 1 Водного кодекса Украины водный объект - это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Таким образом, предложенное в Законе, который поступил на подпись, определение термина "акватория морского порта (акватория)" противоречит определению термина "водный объект", создавая внутреннюю правовую коллизию в Водном кодексе Украины.

Следует также заметить, что по части первой статьи 6 Водного кодекса Украины воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Одновременно статьей 46 Кодекса определено, что водопользование может быть двух видов - общее и специальное. Предлагаемым в законе дополнением в статью 48 Водного кодекса Украины предусматривается, что использование воды водных объектов для нужд морских и речных судов не относится к специальному водопользованию. Его нельзя отнести и к такому виду водопользования, как общее водопользование, что по статье 47 Водного кодекса Украины осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей - купания, плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства, водопоя животных, забора воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев (часть первая).

Итак, отвод (предоставление в пользование) акваторий морских портов не будет принадлежать ни к общему, ни к специальному водопользованию.

Таким образом, Закон предусматривает внедрение нового, отличного от определенного Водным кодексом Украины, вида водопользования - пользование акваториями морских портов. Однако при этом Законом не устанавливается механизм осуществления такого водопользования (платность водопользования, правовой режим использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах акватории морских портов, требования к администрациям морских портов по осуществлению водопользования и т.п.).

Указанное приведет к правовой коллизии с нормами ряда статей Водного кодекса Украины и повлечет пробел в правовом регулировании отношений в сфере пользования акваториями морских портов, что сделает невозможным реализацию соответствующих положений Закона.

Кроме того, Земельным кодексом Украины определено, что:

предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности (а по пункту 1 статьи 1 Закона, поступившего на подпись, администрация морских портов Украины - это государственное предприятие) приобретают право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности (статья 92);

право постоянного пользования земельным участком удостоверяется соответствующим государственным актом (часть третья статьи 126);

земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами (часть первая статьи 79).

Вместе с Законом Украины "О землеустройстве" границы земельного участка в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками установленного образца, а межевые знаки сдаются по акту под надзор на сохранение собственникам земли и землепользователям, в том числе арендаторам (статья 55).

Итак, Земельный кодекс Украины связывает отвод земельных участков с установлением их границ в натуре на местности (в отличие от предлагаемых Законом, который поступил на подпись, координат границ отведенной акватории морского порта), получением государственного акта на землю, соответствующим режимом землепользования и т.д.

Однако в Законе, который поступил на подпись, не учтены указанные требования, определенные базовыми законодательными актами, и не предусмотрены реальные механизмы реализации предлагаемых им положений, что будет создавать многочисленные проблемы, риски злоупотреблений в связи с неоднозначным применением Закона.

Законом, поступившем на подпись, также предусмотрено, что помещения для организации пункта пропуска через государственную границу Украины, где осуществляется в установленном порядке пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и экологический контроль и пропуск через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества, предоставляются администрацией морских портов (собственником морского терминала) на условиях аренды (часть третья статьи 27).

Учитывая, что названные виды деятельности являются видами государственного контроля по охране государственной границы Украины и сейчас служебные помещения для соответствующих подразделений предоставляются на безвозмездной основе, введение указанного положения Закона приведет к значительным дополнительным расходам из Государственного бюджета Украины для обеспечения деятельности органов, осуществляющих контрольные функции на государственной границе, с чем нельзя согласиться.

По закону, который поступил на подпись, приватизация объектов портовой инфраструктуры в пределах морских портов осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации с учетом особенностей, определенных настоящим Законом (часть первая статьи 12). Одновременно предлагаемая Законом концепция приватизации таких объектов не является взвешенной.

Следует также отметить, что пунктом 5 Раздел VIII "Заключительные положения" Закона Кабинету Министров Украины поручено в течение десяти месяцев со дня опубликования Закона:

обеспечить проведение реорганизации государственных предприятий - морских портов путем их разделения;

по результатам реорганизации морских портов подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" в части уточнения перечня объектов, не подлежащих приватизации, в связи с реорганизацией государственных предприятий - морских портов.

Это может создать определенные риски злоупотреблений и утраты объектов портовой инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность государства в целом, имеющих общегосударственное значение (часть вторая статьи 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества"), с чем нельзя согласиться.

Закон вызывает ряд других замечаний, в том числе концептуального характера, содержит положения, не согласующиеся с другими базовыми законодательными актами, что может привести к многочисленным правовым коллизиям, вызвать пробелы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Учитывая приведенное, Президент Украины Виктор Янукович предлагает Закон Украины "О морских портах Украины" отклонить.

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация