№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Проблемы и перспективы развития комбинированных (контрейлерных) перевозок в Украине

Опубликовано: 5.06.2012 16:18

Согласно терминологии международного транспортного глоссария: интермодальные перевозки грузов — это перевозки грузов (в одной и той же грузовой единице или на одном и том же транспортном средстве) двумя и более видами транспорта без обработки самих грузов при изменении вида транспорта.

Одной из составных частей интермодальных (смешанных) перевозок являются контрейлерные, а именно перевозки железнодорожным транспортом автопоездов, автомобильных прицепов или полуприцепов. В этом случае загруженный международным грузом автомобиль, который находится на подвижной железнодорожной платформе к моменту начала его самостоятельного движения колесами по автодорогам, представляет собой пассивное транспортное средство. Иными словами, идею контрейлерных перевозок можно объяснить следующим образом: доставка по железной дороге на специальных платформах заполненных автогрузовиков до узловых станций, откуда груз на «фурах» попадает непосредственно к «двери» заказчика.

Европейский опыт

Одним из главных направлений транспортной политики Европейского Союза в последние годы стало развитие системы комбинированных (контрейлерных) перевозок грузов, что предусматривает на основе логистических принципов работу сплошных транспортных цепей как единого «перевозочного конвейера». Международная практика свидетельствует, что более трети всех международных грузовых перевозок, осуществляемых по принципу «от двери до двери», выполняются с помощью контейнерных поездов. При выборе наиболее приоритетных направлений развития транспортной отрасли правительства европейских стран придают особое значение обеспечению чистоты атмосферы, сохранности экологии окружающей среды от вредных выбросов, обеспечению безопасности жизнедеятельности людей.

По результатам проведенных Комиссией Европейского Союза по транспорту исследований были выявлены существенные преимущества контейнерных перевозок перед обычными автоперевозками. Контрейлерный способ доставки грузов широко применяется в странах Западной Европы, ведь он обеспечивает:

— высокую скорость и гарантию доставки грузов в соответствии с графиком движения поезда;

— гарантированную безопасность перевозки при любых погодных условиях;

— гарантированную охрану транспортных средств и грузов во время движения и стоянки поезда;

— значительное сокращение времени прохождения пограничного и таможенного контроля;

— сохранность транспортного средства, сбережение его моторесурса и экономию топлива;

— сохранность автомобильных дорог;

— сохранность экологии окружающей среды;

— экономию затрат на топливо и оформление товаросопроводительных документов.

Опыт в Украине

В Украине есть опыт технического, технологического, информационного и правового обеспечения транспортировки большегрузных автопоездов в контрейлерных поездах. Существует и украинский оператор, который осуществляет такие перевозки — Украинский государственный транспортный сервис «Лиски», структурное подразделение «Укрзалізниці» с сетью терминалов в Днепропетровске, Донецке, Харькове, Луганске, Одессе.

После длительного перерыва транспортное ведомство Украины предприняло попытку по восстановлению движения контейнерных поездов с территории Украины в другие страны.

Учитывая перспективность смешанных перевозок, 28.03.2009 г. по маршруту Киев-Лиски—Славкув отправился демонстрационный поезд комбинированного транспорта «Ярослав» в составе 15 платформ с контрейлерами, 12 платформ с контейнерами и 2 пассажирских вагонов.

2 декабря 2009 г. созданный в 2003 г. железнодорожниками Литвы, Беларуси и Украины проект поезда комбинированного транспорта «Викинг» вновь соединил регионы Черного и Балтийского морей, осуществив перевозку по маршруту Одесса (Ильичевск)—Киев—Минск—Клайпеда.

К теме: В 2004 г. был совершен экспериментальный рейс поезда комбинированного транспорта по маршруту Киев—Будапешт—Киев с перестановкой платформ с колеи 1520 мм на колею 1435 мм на станции Есень. Указанный рейс показал технические и технологические возможности осуществления таких перевозок, но постоянной основы такие перевозки, к сожалению, не получили из-за незаинтересованности в них действующих лиц.

Преимущества

Одним из путей преодоления транспортной отраслью экономического кризиса может быть возрождение и развитие комбинированных или контейнерных перевозок в Украине на взаимовыгодных и привлекательных условиях для всех участников таких перевозок, это, прежде всего, касается, автомобильных и железнодорожных перевозчиков. Эксплуатация контрейлерного маршрута для автомобилистов — это возможность, кроме обхода административных ограничений (в том числе отсутствие разрешений, дающих право на транзитный проезд по территории другой страны), многочисленных сезонных и «выходного дня» ограничений движения транспортных средств на дорогах (Россия, Беларусь), сокращения общих расходов на перевозку за счет сокращения расходов на топливо (ограничение ввоза топлива без уплаты пошлин и налогов в объеме 600 л в Польшу), оплаты разрешений, дорожных сборов, иногда уплаты неправомерных штрафов за нарушение правил работы и отдыха водителей (как, например, в Венгрии), а также для многих дорогих видов грузов — за счет устранения затрат на конвой.

Законодательное обоснование восстановления комбинированных перевозок

Учитывая успешный европейский опыт, на сегодня восстановление и развитие комбинированных перевозок в нашем государстве требует обсуждения и решения широкого круга вопросов, связанных с организацией ускоренных контейнерных и контрейлерных перевозок по существующим и перспективным маршрутам: создания специального подвижного состава нового поколения для интермодальных перевозок, законодательной и нормативной базы по поддержке и развитию комбинированного транспорта, гармонизации с европейскими нормами и техническими спецификациями по сходству.

КМУ поручил Министерству транспорта и связи к 4 кварталу 2010 г. разработать и утвердить Программу развития комбинированных перевозок в Украине до 2015 г. Об этом говорится в размещенном на сайте правительства «Плане действий по развитию интермодальных перевозок, формированию конкурентной среды в сфере деятельности операторов транспортно-экспедиторских услуг, осуществлению комплекса мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров и противодействию контрабанде в пассажирских поездах», утвержденном распоряжением КМУ от 16 декабря в 2009 г. № 1558-р.

Также КМУ во исполнение решений по обновлению и развитию смешанных перевозок осуществил еще несколько шагов. В частности, поручено:

— разработать и предоставить в установленном порядке законопроект о смешанных (комбинированных) перевозках;

— Минтранссвязи в 2010—2011 гг. разработать опытный образец вагона-платформы для контрейлерных перевозок на скоростных тележках, а также постоянно обеспечивать обновление подвижного состава для осуществления железнодорожных пассажирских перевозок;

— Минтранссвязи и ГТСУ разработать и принять меры по дальнейшему упрощению процедур осуществления таможенными и другими контролирующими органами контроля за перемещением грузов в международном сообщении в морских торговых портах Украины и на приграничных станциях;

— Минтранссвязи, Минэкономики и Минпромполитики способствовать проведению гибкой тарифной политики в сфере грузовых перевозок по железной дороге, в 2010 г. ввести с применением электронной подписи электронный документооборот, связанный с перевозкой грузов железной дорогой;

— до 2012 г. Минтранссвязи решить проблему обучения персонала, работа которого связана с обслуживанием пассажиров, иностранным языкам на профессиональном уровне.

С целью решения проблем заключения сделок между перевозчиками, принимающими участие в смешанной перевозке, урегулирования ответственности, определения единого транспортного документа, узлового соглашения, его содержания и существенных условий и других вопросов технологии работы участников этих перевозок, приказом Минтранссвязи от 21 сентября 2009 г. № 984 была создана Рабочая группа. В ее состав вошли специалисты центрального аппарата Минтранссвязи, Госадминистрации железнодорожного транспорта, ГП "Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски», Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, ГП "Служба международных автомобильных перевозок, ГП «Государственный научно-исследовательский центр железнодорожного транспорта Украины», Государственного экономико-технологического университета транспорта, ГП «ГосавтотрансНИИпроект», ООО «Первая грузовая компания в Украине». Также к обсуждению были привлечены специалисты компании «Rail World Украина», эксперт по комбинированному мультимодальному транспорту проекта ТЕН-Т, ООО «Трансполис», специалисты Укрморречфлота, Одесского и Ильичевского портов.

Также Рабочей группой разработан проект Закона Украины «О комбинированных перевозках», который регулирует отношения, которые регламентируются действующим законодательством (Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, законами Украины «Об автомобильном транспорте», «О железнодорожном транспорте», «О транспорте», Правилами перевозок грузов в прямом смешанном, железнодорожно-водном сообщении). В частности, в предложенном законопроекте отражен процесс урегулирования на государственном уровне проблем заключения сделок между перевозчиками, участвующими в комбинированной перевозке, и вопросов взаимодействия и технологии работы участников этих перевозок.

Учитывая интересы государства и общества по интеграции экономики Украины в европейское сообщество, развитию экспорта транспортных, в частности транзитных услуг, снижению транспортной составляющей в цене продукции, особенности транспортного процесса, в котором принимают участие и производители, и потребители продукции (грузоотправители и грузополучатели) и их значительную численность с разными формами собственности, принятие законопроекта ускорит развитие современных способов доставки грузов.

Внедрение Закона Украины «О комбинированных перевозках» позволит гармонично соединить на рынке транспортных услуг все виды современного транспорта на основе эффективного освоения перспективных форм организации грузовых комбинированных перевозок, обеспечить информационное и технологическое взаимодействие транспорта с таможнями и другими производственными и финансовыми структурами, укрепить конкурентные позиции транспортно-дорожного комплекса Украины на международных рынках транспортных услуг и снизить экологические нагрузки от деятельности автотранспорта на окружающую среду.

Позиция АсМАП Украины относительно восстановления контейнерных перевозок на территории Украины

Автомобильные перевозчики-участники АсМАП Украины проявили заинтересованность в возрождении уже существующих и организации новых маршрутов курсирования контрейлерных поездов. Для принятия решения относительно участия перевозчиков в перевозках с использованием контрейлерных поездов в направлении Европы и Средней Азии (Украина—Венгрия—Италия, Польша—Украина—Россия), необходимо:

1. Согласование процедур таможенного досмотра автопоездов и контейнерных поездов на границах.

2. Решение вопроса об обложении налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке грузов другими, кроме автомобильного, видами транспорта.

3. Вместе с контролирующими органами на границе рассмотреть возможность применения распоряжения ГТСУ от 28.08.2008 г. № 11/2-9/9557-ЕП при перевозке контейнерных поездов не только при транзитных перевозках, а также при экспортно/импортных.

4. Обеспечение хранения и безопасности автотранспортных средств во время пребывания на платформе контрейлерного поезда.

5. Установление обоснованных и экономически выгодных тарифов на перевозки.

6. Обеспечение устойчивого движения поездов и повышение скорости их перемещения.

Также с учетом интенсивного развития проекта NELTI и желания отечественных перевозчиков принять участие в перевозке грузов из стран Европы в Россию и Казахстан, перспективным может быть существование контрейлерного поезда в направлении Казахстана. Прежде всего, это позволит избежать недоразумений и проблем, возникающих у отечественных перевозчиков во время транзитного движения по территории России, износа АТС на дорогах Казахстана, сэкономит время и средства при прохождении российско-казахской границы.

Доставку по указанным маршрутам планируется осуществлять с использованием дополнительных разрешений контингента в/из 3-х стран «для автотранспортных перевозок с обязательным использованием перевозок на железнодорожных платформах по территории иностранного государства для украинского перевозчика с обязательной отметкой в документации» (аналогичные разрешения будут использоваться для иностранных перевозчиков).

Также перевозчикам была предоставлена возможность предложить приемлемую, на их взгляд, экономически обоснованную стоимость таких перевозок.

Проявившие наибольший интерес к указанным маршрутам курсирования контейнерных поездов перевозчики центральных и восточных регионов Украины отметили, что стоимость перевозок на контейнерных поездах, на их взгляд, должна быть на 5—10% ниже, чем себестоимость перевозок по автомобильным дорогам.

Юлия Дробот, Секретариат АсМАП Украины

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация