III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013
6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».
подробнее
Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)
Уже в эту пятницу, 30 ноября 2012г. в Киеве пройдет Всеукраинский ДЕНЬ ЛОГИСТА-2012: «Как зарядить Логистику компании на повышение эффективности в следующем году».
подробнее
Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.
22 ноября 2012 в Киеве Виктор БАРАНОВСКИЙ, эксперт-практик по логистике, проведет БЕСПЛАТНЫЙ практикум.
подробнее
Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»
Для руководителей и специалистов транспортно-экспедиторских, агентских и брокерских организаций, осуществляющих фрахтовые операции, 25 октября 2012 г. в Одессе состоится семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций».
подробнее
І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"
Конференция пройдет 24 - 26 сентября 2012 года в Renaissance Hotel, Москва, Россия.
подробнее
Логистика красной икры и перспективы Украины как ее… производителя
Аграрные и пищевые технологии постепенно приводят к тому, что количество натуральных продуктов в рознице быстро сокращается. До недавнего времени последним «бастионом» оставались рыба и морепродукты, особенно деликатесные – икра, лососина, креветки, устрицы. Тем не менее, и эти продукты все в больших количествах производятся промышленным способом.
Откуда рыбка?
Начнем с того, что уже сегодня «диких» устриц, мидий, креветок в розничной торговле крайне мало – почти все они выращены на искусственных креветочных или соответственно устричных фермах. То же касается рыбы пород лососевых – встретить «дикую» семгу или форель в торговых сетях и рынках практически невозможно, да и в дикой природе так же форель почти никогда не достигает «обычных» для супермаркетов размеров. Лососевые, которые продаются в наших магазинах – выращены на искусственных кормах в морских «садках». Заполонившая прилавки украинских магазинов красная рыба в основном импортируется из США или Дании (Фарерские острова), где разведение лососевых «на мясо и икру» поставлено на промышленную основу.
Интересно, что в самих Соединенных штатах многие потребители также пребывают в уверенности, что продаваемый им в торговых сетях лосось (та же горбуша) и его икра «дикие». На самом же деле добыча «дикого» лосося на той же Аляске не превышает 10% от общего объема производства рыбы и с каждым годом уменьшается. В США некоторыми организациями ведется активная борьба за то чтобы прекратить продажу всего лосося Аляски как «дикого» и чтобы для рыб лососевых пород были установлены такие же стандарты «правдивой рекламы», как и для других продуктов питания – т.е., чтобы потребителям честно сообщали, что продаваемая в торговой сети горбуша искусственно выращена и выкормлена. В лучшем случае в морских садках, а чаще всего – в бетонных бассейнах с высокой плотностью «укладки» рыбы.
Общественности в лучшем случае сообщают о том, что малек выведен на рыбоводных заводах, «выпущен» оттуда в природную среду, а затем сам вернулся на нерест и был выловлен. Если учесть что «выживаемость» искусственно разведенных мальков составляет не более 1-2%, то становится понятным, что гораздо выгоднее контролировать «всю цепочку» выращивания лосося, а не надеяться на «милость» природы. Поэтому часто мальков на той же Аляске выпускают в садки, устроенные на океанском побережье и там искусственно подкармливают и «лечат» антибиотиками.
Учитывая, что «взрослого возраста» тихоокеанский лосось достигает за три года –такой бизнес является чрезвычайно выгодным.
Тем не менее, даже в США пока не решаются обнародовать данные о соотношении «дикого» и «искусственного» лосося. По мнению рыбопромышленников и операторов рынка это станет публичной катастрофой в производстве, если общественности станет известно, что большая часть так называемой «дикой» рыбы была оплодотворена в пластиковых корзинах, подращивалась в бетонных бассейнах, кормилась искусственно произведенной пищей и наполнялась фингицидами.
На Российском Дальнем Востоке пока что промышленное производство лососевых делает только первые шаги и практически все происходящие с российских Камчатки, Сахалина и Дальнего востока рыба и икра – дикие. |
На Российском Дальнем Востоке пока что промышленное производство лососевых делает только первые шаги и практически все происходящие с российских Камчатки, Сахалина и Дальнего востока рыба и икра – дикие. Современная логистика позволяет транспортировать замороженную икру из мест ее добычи «производства» на тысячи километров, не особенно увеличивая конечную стоимость товара. В итоге большая часть икры, которая поступает в Украину – это замороженная икра из США, выращенная, как правило, на «искусственных лососевых фермах» и «в садках» Аляски. Уже в Украине она обрабатывается и фасуется, причем часто недобросовестные производители выдают ее за российскую «камчатскую» и «сахалинскую» икру, себестоимость которой несколько дороже, чем американской.
Только российская икра транспортируется не только в замороженном виде, но и частично консервируется и «засаливается» по месту вылова лосося. Учитывая то, что мороженая икра на порядок дешевле, чем «живая» и засоленная на месте добычи, можно предположить, что доля такой икры на рынке Украины очень и очень невелика.
Однако не вся российская икра действительно полезна для здоровья – из-за практики использования некоторыми поставщиками консерванта уротропина, который существенно увеличивает срок хранения продукта, но вреден для здоровья. Правда, уротропином консервируют не только российскую икру – часто ввозят в Украину американскую замороженную икру без уротропина, но затем ее консервируют уже на территории Украины тем самым уротропином, чтобы увеличить срок хранения.
Натуральная лососевая рыба и «дикая» красная икра пока что на рынок поступают. Также добросовестные компании стараются не злоупотреблять консервантами, вредными для здоровья. В нынешнем сезоне проблем с обеспечением русской икрой Украины также в принципе не должно возникнуть – по первым итогам путины в основных «икродобывающих» регионах.
В конце мая 2011 г. на российском Дальнем Востоке начался вылов лососевых видов рыб. Если в прошлом году в РФ было выловлено 340 тыс. т этих видов рыб, то, по прогнозам, в текущем году улов может вырасти на 26%, до 430 тыс. т, соответственно может вырасти и производство икры. Часть этой икры пойдет на экспорт – в том числе и в Украину, однако в Украине большая часть икры будет вновь из Аляски, а среди наших лососевых по прежнему будет доминировать «искусственная» семга из Норвегии и форель из Чили.
Интересно, что информация о том, что большая часть икры в Украине происходит не из российского Дальнего Востока, стала известна украинской общесвенности лишь после аварии на АЭС «Фукусима-1», когда потребители начали опасаться покупать «дальневосточную «икру. Тогда многие операторы рынка начали признаваться, что получают икру не из Дальнего Востока, а из США. В принципе авария на АЭС «Фукусима-1» может усилить спрос на российские рыбные ресурсы со стороны японцев – дело в том, что основной «прибрежный» рыболовный промысел в этой стране сосредоточен именно в северных водах – южнее той же Фукусимы японские прибрежные воды рыбой и морепродктами бедны. Авария на АЭС «Фукусима-1» заставляет японских рыболовов переместится севернее – к российским территориальным водам, что наверняка в ближайшее время вызовет многочисленные конфликты по поводу незаконного лова японцами «российской» рыбы и крабов – которые и без того стали обычным явлением.
Форелевый и осетровый бум и грядущее икорное изобилие
Также можно быть уверенным в том, что в ближайшее время в Украине розничная торговля будет заполонена лососевой рыбой и красной икрой отечественого производства. Даже несмотря на то, что в дикой природе лососевые в нашей стране редкость, а на большей части территории Украины вообще не встречаются. Дело в том, что в последнее время в Украине начинается настоящий бум в разведении форели, которая, как известно, относится к лососевым и тоже дает красную икру. Рядовой потребитель особо в видах красной икры не разбирается – и сразу отличить форелевую икру от других видов икры не может, тем более, если такая икра закатана в непрозрачные баночки. Между тем интенсивное форелевое хозяйство за сезон может давать сотни килограммов икры.
Более того, «икронесущую» форель часто совсем нет необходимости убивать и разделывать, для того чтобы извлечь деликатесный продукт – в последнее время в промышленном рыбоводстве все чаще применяется процесс «доения» лососевых и осетровых рыб. В таком случае рыба вступает как «курица-несушка» – из нее «выдаивают» икру и затем выпускают, чтобы она обзаводилась новой порцией икры (чтобы процесс шел быстрее, рыбу можно простимулировать гормонами, которые, как известно, для здоровья человека особой пользы не несут). В этом смысле для получения красной икры та же форель более выгодна, чем тихоокеанский лосось, который в естественных условиях после нереста погибает – между тем форель при правильной ее «эксплуатации» может приносить икру годами.
Украина может стать не только крупным производителей красной лососевой, но и черной осетровой икры. Как известно, большинство осетровых – исчезающие виды, и они взяты под международную охрану. 90% мировой популяции осетровых приходится на бассейн Каспийского моря. Между тем в украинских супермаркетах и живых осетров и осетрины в последнее время появилось «навалом» – но обнаружить среди них «дикого» осетра нереально. Все продаваемые в рознице осетры выращены искусственно в специализированных прудовых хозяйствах, которых в Украине становится все больше. Выращивают обычно две породы осетровых: сибирского (или ленского) осетра и новую искусственную породу «бестер» – гибрид белуги и стерляди, который в естественных природных условиях не встречается. Помимо осетров и осетрового мяса «осетровые фермы» получают также и черную икру, которая также часто выдается за «дикую».
О том, насколько интенсивным становится в Украине разведение ценных видов рыбы, можно судить по последней статистике Госстата. Так, к примеру, обращает на себя внимание резкий рост вылова рыбы в западноукраинских областях в январе-мае 2011 г. (самый «нерыболовный» сезон) – и это при том, что раньше западноукраинские области никогда не были рыбоводческими. Причина «рыболовного бума» на Западной Украине проста – массовое введение в действие новых рыбоводных мощностей, в первую очередь форелевых ферм.
Жители западной Украины, которые часто бывают в западноевропейских странах, где промышленное рыбоводство – быстро растущая отрасль, поняли всю выгодность этого бизнеса, и местные предприимчивые бизнесмены начинают массово осваивать его на родине. В итоге в январе-мае 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом минувшего года вылов рыбы во внутренних водоемах в Ровненской области вырос в 15,4 раз, а в Ивано-Франковской и Тернопольской в 2,7 раз. Постепенно начинают осваивать «интенсивную аквакультуру» и в других регионах Украины, в частности в Крыму, причем акцент делается на дорогие виды рыбы: форель и других лососевых, а также на осетровые. Вполне вероятно, что вскоре в Украине в промышленных масштабах начнут выращивать и семгу – в той же Норвегии эта рыба выращивается не столько в морских «садках» сколько в прудах и бассейнах и в нашей стране ничто не мешает также организовать подобное рыбоводство.
Транспортные потребности икорного производства
Единственным препятствием для развития икорного промысла в нашей стране может стать только отсутствие достаточных мощностей в сфере холодной логистики. В первую очередь речь идет об автотранспорте и широкой сети холодильных складов. С поставками замороженного продукта морем и по ЖД все более-менее хорошо, а вот с доставкой продукта от сотен небольших рыбхозов в распределительные центры могут возникнуть проблемы.
Транспортировка икры из мелких рыбхозов отличается тем, что объемы и вес партиии относительно невелики, и большая фура для них вряд ли уместна. Скорее речь идет о грузовых модификациях легковых автомобилей или легких грузовиках, оснащенных холодильным оборудованием. Правда есть и другой вариант – забирать икру «попутными» фурами, транспортирующими другие охлажденные продукты. Однако учитывая, сколько стоит «крюк» фуры в 100 км, скорее всего, в зависимости от конкретных условий и расстояний будут использоваться оба подхода.
Это очень перспективный рынок для предприятий, специализирующихся на «холодной» логистике. И если использовать возможность, и направить средства от продажи икры на развитие собственного производства и средств доставки, украинская логистика от этого только выиграет. |
Таблица 1. Рыбное хозяйство Украины в январе-мае 2011 г. | ||||||
|
Вылов рыбы и добыча других водных живых ресурсов | в т.ч. вылов рыбы |
||||
всего | в т.ч. во внутренних водоемах | |||||
т | в % к январю-маю 2010 г. | т | в % к январю-маю 2010 г. | т | в % к январю-маю 2010 г. | |
Украина | 68040,0 | 89,3 | 3960,0 | 89,7 | 64099,0 | 87,0 |
АР Крым | 6203,0 | в 3,3 р.б. | 93,0 | в 2,2 р.б. | 6021,0 | в 3,2 р.б. |
области | ||||||
Винницкая | 62,0 | 102,5 | 62,0 | 102,5 | 62,0 | 102,5 |
Волынская | 14,0 | 23,0 | 14,0 | 23,0 | 14,0 | 23,0 |
Днепропетровская | 157,0 | 69,9 | 157,0 | 69,9 | 156,0 | 70,0 |
Донецкая | 2963,0 | 62,5 | 223,0 | 80,1 | 2963,0 | 62,5 |
Житомирская | - | - | - | - | - | - |
Закарпатская | 7,0 | 87,0 | 7,0 | 87,0 | 7,0 | 87,0 |
Запорожская | 2711,0 | 133,9 | 464,0 | 82,8 | 2711,0 | 134,1 |
Ивано-Франковская | 80,0 | в 2,7 р.б. | 80,0 | а 2,7 р.б. | 80,0 | в 2,7 р.б. |
Киевская | 101,0 | 49,6 | 101,0 | 49,6 | 101,0 | 49,6 |
Кировоградская | 170,0 | 80,6 | 170,0 | 80,6 | 170,0 | 80,6 |
Луганская | 51,0 | 58,4 | 51,0 | 58,4 | 51,0 | 58,4 |
Львовская | 27,0 | в 1,6 р.б. | 27,0 | в 1,6 р.б. | 27,0 | в 1,6 р.б. |
Николаевская | 774,0 | 116,9 | 480,0 | 109,0 | 771,0 | 116,7 |
Одесская | 2066,0 | 16,0 | 897,0 | 97,5 | 2027,0 | 15,8 |
Полтавская | 78,0 | 55,0 | 78,0 | 55,0 | 78,0 | 55,0 |
Ровенская | 56,0 | в 15,4 р.б. | 56,0 | в 15,4 р.б. | 56,0 | в 15,4 р.б. |
Сумская | - | - | - | - | - | - |
Тернопольская | 32,0 | в 2,7 р.б. | 32,0 | в 2,7 р.б. | 32,0 | в 2,7 р.б. |
Харьковская | 119,0 | 28,4 | 119,0 | 28,4 | 119,0 | 28,4 |
Херсонская | 608,0 | 95,4 | 416,0 | 152,9 | 590,0 | 94,0 |
Хмельницкая | 29,0 | в 1,9 р.б. | 29,0 | в 1,9 р.б. | 29,0 | в 1,9 р.б. |
Черкасская | 331,0 | 104,3 | 331,0 | 104,3 | 331,0 | 104,3 |
Черновицкая | 36,0 | в 1,7 р.б. | 36,0 | в 1,7 р.б. | 36,0 | в 1,7 р.б. |
Черниговская | 25,0 | 132,1 | 25,0 | 132,1 | 25,0 | 132,1 |
города | ||||||
Киев | 8968,0 | 82,5 | 12,0 | 33,1 | 8968,0 | 82,5 |
Севастополь | 42372,0 | 104,5 | - | - | 38674,0 | 101,3 |
Данные - Госстат Украины
Комментарии
Никто не оставлял комментариев
Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.