№5-6(47-48) сентябрь 2012
ЛКЦ
поиск
с до от до
Ближайшие события

III-й ежегодный Logistics Innovation Forum 2013

6 февраля 2013 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится форум «Инновационные решения и технологии эффективного управления логистикой и складом. Минимизация затрат и эффективность».

подробнее

Всеукраинский День Логиста - неиссякаемый источник ответов и решений (30 ноября)

Бесплатный практикум по оптимизации управления складом на примере существующего проекта.

Семинар «Фрахтовые операции в деятельности транспортно-экспедиторских организаций»

І Международная конференция "Логистика & Архитектура цепей поставок"

Автоэкспедиция

Рынок холодной логистики Украины - взгляд из ЕС

Опубликовано: 10.07.2012 20:26

Разрываясь между Востоком и Западом

Чтобы использовать свой большой потенциал, Украине придется принять серьезное решение.

После крушения коммунизма и обретения независимости в 1991 году, Оранжевая революция 2004 года стала выдающимся событием в истории молодой Украины. Но в скором времени надежды и обещания победителей были разрушены: они разбежались в разные стороны и в политической жизни воцарился хаос, что в итоге позволило Виктору Януковичу посмеяться последним, став новым Президентом Украины.

Политика приспособленчества

Куда двигаться - на Восток, к России, или на Запад, в Евросоюз  (что и было целью Оранжевой революции)? Согласно авторитетному опросу Центра Разумкова, в октябре 2011 года 44% населения Украины выступали за присоединение к ЕС и лишь 30 % высказываются против. Но в разных регионах наблюдаются значительные отличия: в Центре и на Западе 53% и 77% соответственно за Евросоюз, на Востоке и Юге таких только 24%. То есть, там наблюдается значительная ориентация на Восток, а также стремление к таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном.    

Из-за судебного процесса против оппозиционного политика и бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко вариант с ЕС отодвигается назад. Уже оговоренное Соглашение об ассоциации не было подписано на последнем саммите ЕС-Украина в декабре 2011.

Но и отношения с Россией не безоблачны: недоверие последней вызывает постоянное заигрывание Украины с Западом и НАТО. Непонимание возникает и из-за политики Украины относительно СНГ: являясь участником договора о свободной зоне торговли СНГ (октябрь 2011), Украина никогда не подписывала хартию СНГ.

Кризис нанес серьезный удар

Экономика Украины долгое время оказывала сопротивление политическим прихотям и в течение многих лет демонстрировала прирост в среднем на 7%. Но когда наступил кризис, его пережила только теневая экономика, составляющая 40-50% экономики страны. Индекс восприятия коррупции определяется организацией Transparency International : Украина среди 183 стран заняла в 2011 году 152 место, то есть в сравнении с прошлым годом наблюдается ухудшение на 18 позиций.

Снижается общая покупательная способность

Реальная прибыль частных домохозяйств в кризисный 2009 год сократилась на 7%, вместе с тем в период между 2008 и 2010 годом национальная валюта в сравнении с американским долларом обесценилась почти на 60%, что привело к увеличению внутренних цен и падению покупательной способности. 

Согласно официальным данным Статистического бюро, в первой половине 2011 года средний доход на душу населения составил 220 евро, средняя заработная плата - 232 евро, минимальная - 85 евро (до конца 2012 года ожидается 115 евро). При этом 55% бюджета частных домохозяйств расходуется на продукты.

Недостаточно средств на замороженные продукты

Большое количество замороженных продуктов, в частности сырье для их производства, поставляются из–за рубежа, что делает их дорогими вследствие нестабильности национальной валюты. Как и в России и других регионах Восточной Европы, наблюдается ярко выраженный спрос на пельмени и вареники с овощами или мясом. Но замороженные продукты пока что не являются постоянной составляющей рациона украинцев. Исключение – только мороженное, объемы продаж которого в Украине достигают 100 000 тонн в год.  

Отрасль формируется

Логистика в данной сфере требует значительных улучшений, особенно это касается транспортной логистики и качественных морозильников. Развитием соответствующей инфраструктуры занимается основанная в 2010 году Ассоциация "Холодная Логистика Украины" (www.ucca.org.ua), член международного Глобального Альянса Холодной Логистики(GCCA).  

Изначально замороженные продукты импортировались: по большей части из Польши (например, "Хортекс") и России, а также из Франции и Бельгии. Сейчас национальные производители занимают 40% рынка. Самыми значительными из них являются: ТМ "Левада" (Одесса), Группа "Три медведя" (Киев, замороженные продукты и мороженное, www.3bears.com.ua), ПАО "Геркулес" (замороженные продукты и мороженное, www.hercules.ua), ООО "Донецкий комбинат замороженных продуктов" (Донецк, www.tsundon.dn.ua),  ЧП "Дрыгало" (Киев, в 2010 году лидер рынка с долей 13 %, www.drygalo.com.ua), "Ласка" (Кировоград), ОАО "Львовский хладокомбинат" (Львов, замороженные продукты и мороженное, www.limo.ua). С 2009 года французская группа "Бондюель" занимается замороженными овощами в Украине. Лидер рынка мороженного  - ПАО "Житомирский маслозавод", марка "Рудь" (Житомир, www.rud.ua). Импортеры замороженных продуктов - различные торговые фирмы, среди которых: "Ян&Йенсен Групп" (www.jahn.com.ua) и фирма "Аскания Фроузен Фудс" (www.ascania-ff.com.ua), эксклюзивно представляющая производителя замороженных продуктов  "Доктор Эткер" и "Хортекс".

Большой потенциал в сфере розничной торговли продуктами питания

Несмотря на то, что Украина является бедной страной Восточной Европы, потребительские расходы почти 45-ти миллионного населения страны составляют 117 миллиардов долларов США, то есть почти 2700 долларов на человека. С этой точки зрения розничная торговля приобретает важное экономическое значение. Согласно исследованиям Общества потребителей, 80% населения в городах численностью более 50 000 человек совершают покупки преимущественно в гипермаркетах, супермаркетах и продуктовых магазинах. От УЕФА ЕВРО-2012 ожидают также увеличения прибыли в сфере быстрого питания.

Незначительная концентрация в сфере торговли продуктами питания

Картина современной торговли все еще не сформировалась. Так, на 5 основных розничных торговцев приходится лишь 15 % рынка. Вместе с национальными предприятиями, такими как "Ритейл Групп" (гипер- и супермаркеты) и "Амстор" (гипермаркеты), на рынке представлен и "Реве" магазинами "Билла". На рынок выходит и российская ритейл группа Х5. Самым сильным иностранным игроком является "Метро Кеш энд Керри", который представлен гипермаркетами и развивает сейчас сегмент мини-маркетов (10 магазинов франшизы с 500 наименованиями, из них 150 собственной марки).  

Обзор экономических показателей Украины
Индикатор 2009 2010 2011 2012 2012
Реальный ВВП (% к прошлому году)  -14,5  4,2  4,7  4,8  4,5
 В сравнении  Мир  0,7  5,1  4,0  4,0  4,5
 Евросоюз 27  -4,2  1,8  1,7  1,4  1,9
 СНГ  6,4  4,6  4,6  4,4  4,4
  ВВП на душу ($США)  2,550  3,012  3,575  4,080  4,480
  Частное потребление (% к прошлому году)  7,0  0,5  2,5  -  -
  Инфляция ((% к прошлому году,)  15,9  9,4  9,1  7,5  5,8
  Уровень безработицы (%,официально)  8,8  8,1  7,8  7,4  7,2
  Гос. задолженность (% ВВП)  31,9  38,0  37,6  38,9  38,7
  Источник: Институт экономических исследований, статистика Украины, Мировой банк, 2011, предварительно, прогнозы

 

Расходы розничной торговли
  2009 2010 2011
Потребительские расходы на человека ($ США) 1,904 2,195 2,565
Расходы розничной торговли (млрд. $ США) 57,7 65,4 75,1
Расходы розничной торговли продуктами питания (млрд. $ США) 34,8 39,1 44,4
Расходы розничной торговли продуктами питания на человека ($ США) 758 854 974
Источник: Планета Ритейл


  

Предприятие Формат/баннер Кол-во магазинов Оборот (млрд. $ США)
Фоззи Групп
(Киев)
Гипермаркеты, Фоззи гипермаркеты/C&C/Сильпо дисконт/Фора, Буми 400 2,2
АТВ-Маркет (Днепропетровск) Супермаркеты/В-Маркет 530
(План 2012: 600)
2,1
Метро Групп
(Киев)
C&C/Метро Кэш энд Керри гипермаркеты/Реал 32
(31 C&C, 1 Реал)
1,0
Фуршет
(Киев)
 Супермаркеты/фуршет  120  0,8
 Ашан  Гипермаркеты/Ашан  8  0,7


   
Структура потребления продуктов среднестатистическим домашним хозяйством из 2,59 человек (2010; общая сумма 2,092 $ США):

22%: мясо и мясные изделия

15%: хлеб и хлебобулочные изделия

12%: молочные продукты и яйца

9%: овощи

9%: подсолнечное масло

9%: кондитерские изделия

7%: рыба и рыбные изделия

6%: фрукты

5%: неалкогольные напитки

4%: еда вне дома

2%: прочее

Графики:

№1 ВВП на душу населения к паритету покупательской способности (2011; Евро). Источник: Институт экономических исследований, Райффайзен Ресерч

№2 Динамика оборота розничной торговли (%), Государственный статистический комитет Украины

АВТОР: Юрген Кнайдинг для "-18"

Скачать оригинал публикации на немецком языке

Источник: ucca.org.ua
 

Комментарии

Никто не оставлял комментариев

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированые пользователи.

Вход на сайт     Регистрация